Исследование уровня развития творческих способностей учащихся в условиях современного образования

Новая педагогика » Технология триз, как фактор развития творческого потенциала личности » Исследование уровня развития творческих способностей учащихся в условиях современного образования

Страница 3

Приложение 5.

Уровень самооценки по всем критериям количественно можно охарктеризовать следующим образом: у 54% ребят самооценка по большинству критериев несколько завышена. Чаще всего по таким как способность преобразовать структуру объекта и критичность. У 44% ребят она была чуть ниже, чем действительные показатели установленных критериев. И лишь, приблизительно у 2% самооценка была практически идентична оценке по критериям. Это также объясняется психическими особенностями подросткового возраста.

Таким образом, из обобщения вышеизложенных результатов первой части эксперимента мы пришли к выводу, что уровень развития творческих способностей данных учащихся характеризуется средними показателями. Наивно было бы предположить, что одно занятие, даже преимущественно направленное на развитие творческих способностей в силе изменить общую картину.

Исходя из проделанной нами работы, мы предположили, что результатом занятия окажутся, в частности следующие изменения критериев развития уровней творческих способностей.

Они, конечно, не изменятся существенным образом. Но, как мы предположили, несколько увеличится процент учащихся, чья направленность на творчество, хотя бы временно возрастет (дальнейшее закрепление и развитие должно обеспечиваться организацией всего учебного процесса). Уменьшится процент учащихся с низким уровнем умения и стремления к познанию. Остальные показатели по критериям оценки уровня творческих способностей как-либо существенно не изменятся.

После проведения занятия, которое стало ярким и впечатляющим для ребят, затронуло весь класс, разожгло интерес к творчеству. Мы провели вторую часть эксперимента, нацеленную на выявление изменения уровня развития творческих способностей учащихся.

После занятия через некоторое время, в течение одного с половиной академического часа с перерывами между тестами, мы повторили опрос учащихся. Изменения некоторых показателей по указанным критериям мы видим из следующей таблицы:

Как показал эксперимент показатели увеличились по тем критериям, по которым мы предполагали их увеличение. Сравнительно возросли показатели по критерию «чувство новизны» - это можно объяснить особенностями структуры и содержания занятия, которое было само по себе новым. Свободное, с субъективной точки зрения школьников, не регламентированное занятие сопровождалось музыкой, работой с красками. Всё это вкупе с той атмосферой, которая царила на занятии повысило у детей уверенность в своих способностях и возможностях, повысило стремление к новому необычному. Тема урока в немалой степени способствовала этому, ориентируя ребят на поиски необычного в воспоминаниях, в настоящем, или же в фантазию. Таким образом, увеличение количественного показателя уровня развития творческих способностей по критерию «направленность на творчество» тоже оказался предполагаемым результатом проведённой работы.

Таким образом, в исследуемом классе творческие способности учащихся, в аспекте творческой активности, не только нуждаются в развитии, но и легко поддаются ему, что возможно при творческой организации занятий.

Подводя итоги проделанной работы, хотелось бы отметить наиболее важные аспекты.

Творческий потенциал человека определяет его деятельность и творческая активность развивается в деятельности. Сущность творческой личности не сводится к уровню и объему ее знаний, умений и навыков, но понятия знаний, умений, навыков и творчества взаимно обусловлены. Процесс овладения знаниями и умениями, в простейшем смысле, процесс обучения. Потому творческая активность развивается в процессе обучения той или иной деятельности.

Главными показателями, которые позволяют судить об уровне развития творческой активности, являются лёгкость усвоения новой деятельности, а так же широта переноса выработанных индивидом способов восприятия и действия с одной деятельности на другую.

Иными словами творческая активность определяет процесс индивидуального творчества в различных областях творческой деятельности. При этом применительно к детям творчество определяется как форма деятельности человека, направленная на создание качественно новых для него ценностей, имеющих общественное значение.

Страницы: 1 2 3 4

Познавательно о обучении:

Примеры педагогических инноваций в современной системе образования России
В последние годы ЕГЭ – предмет многочисленных споров и дискуссий среди педагогов, чиновников, педагогической общественности. Замена двух экзаменов (выпускного и вступительного) одним на первый взгляд кажется разумной. Но на деле это новшество привело к проблемам, которые сводят на нет положительные ...

Методы и формы контроля
Проверка знаний позволяет выяснить уровень усвоения материала и на основе этого управлять учебным процессом совершенствуя методы и формы работы учащихся. Проверка знаний является связующим звеном между учителем и учащимися. Знание и понимание функций контроля поможет учителю грамотно, с меньшей зат ...

Специфика деятельности ПМПК, при работе с детьми, имеющими нарушения эмоционально-волевой сферы
Рассмотрим специфику психодиагностического обследования на примере детей дошкольного возраста. Дети дошкольного возраста обладают рядом психологических и поведенческих особенностей, знание которых необходимо для того, чтобы получать достоверные результаты в процессе их психодиагностического обследо ...

Категории

Copyright © 2024 www.fiteducation.ru