Исследование уровня развития творческих способностей учащихся в условиях современного образования

Новая педагогика » Технология триз, как фактор развития творческого потенциала личности » Исследование уровня развития творческих способностей учащихся в условиях современного образования

Страница 2

Авторы опросников выделяют три уровня развития творческих способностей в аспекте сформированности у учащихся творческой активности: низкий от 0 до 1 балла; средний – от 1 до 1,5; высокий – от 1.5 до 2 баллов

1.Опросник. "Чувство новизны"

Ребенку предложено выбрать тот ответ, который соответствовал бы его поступку в предложенных ниже ситуациях (заполняется символ ответа в карточках) – Приложение 2.

После проведения данного опроса и анализа результатов было выявлено, что у 60% учащихся уровень развития умения и стремления к познанию близок к среднему, баллы по критерию «чувство новизны» колебались от 1,1 до 1,4, что соответствует среднему уровню развития. У остальных же ребят по критерию «чувство новизны», а это 40% от опрошенных, уровень развития умения и стремления к познанию разделился следующим образом: у 32% - низкий, у 18% на относительно высоком уровне развития.

2. Испытание "Способность преобразовать структуру объекта"

Представлена исходная пара слов, которые находятся в определённом отношении, и пять других слов, из которых только одно находится в таком же отношении к исходному слову (правильный выбор оценивается оценкой 2):

Школа - обучение

а) доктор

б) ученик

Больница в) учреждение

г) лечение

д) больной

Песня – глухой

а) хромой

б) слепой

Картинав) художник

г) рисунок

д) больной

Рыба – сеть

а) решето

б) комар

Муха в) комната

г) жужжать

д) паутина

Далее ребятам предложено найти выход из предложенных ниже ситуаций:

Придя на урок, Вы обнаружили, что потеряли все учебники – Ваши действия?

В машине, которой вы управляли, оказались проколотыми два колеса, а запасное только одно. Необходимо срочно ехать дальше. – Ваши действия?

В чужом городе Вы оказались без документов и денег. Нужно найти выход из положения.

Вы оказались в городе, где говорят на незнакомом языке. Как вы будете изъясняться?

(Для ответа на каждый вопрос даётся 30 секунд. Экспериментатор оценивает ответ следующим образом:

отсутствие ответа – 0;

тривиальный ответ – 1;

оригинальный ответ – 2.)

Следующий пункт. На обороте карточки перечислите как можно больше способов использования каждого названного ниже предмета.

Учебник.

Металлическая линейка.

Велосипедное колесо.

Анализ результатов проведения данного опросника показал, что по критерию «способность преобразовать структуру объекта» показатели также на среднем уровне находились примерно у 67% учащихся, у 21% на низком и у 12% на достаточно высоком (от 1,7 до 1,9 в среднем).

3. Опросник "Направленность на творчество"

Из трех представленных в композиции действий ребенку предлагается выбрать какой-либо один (Приложение 3).

Как показал данный тест-опросник, предназначенный выявить уровень развития направленности на творчество, в целом показатели между собой не разнятся. Баллы оценки данного критерия, обусловленные степенью развития стремления к реализации своих способностей и возможностей, так же у 65% опрошенных находились на среднем уровне. Для остальных было характерно: у 24% низкие результаты, и у 11% выше среднего.

4. Опросник "Критичность"

Ребенку демонстрируются высказывания известных людей, степень своего согласия с которыми ребенок может выразить тремя различными ответами, каждому из которых соответствует определенный балл. (Приложение 4)

Интересными оказались результаты тестирования по критерию «критичность». Оценка показателей этого критерия у большинства учеников класса, около 54%, оказалась выше средней, баллы колебались от 1,6 до 1,8. Это может объяснятся стремлением школьников к самостоятельности суждений. Среди оставшихся учеников картина уровня развития способности к оценке и самооценке в процентном соотношении была распределена следующим образом: 25% - средний уровень развития показателей и у 11% - низкий.

5. Самооценка (контрольный опрос) –

Страницы: 1 2 3 4

Познавательно о обучении:

Научно-методические основы использования средств ИКТ в образовании
Глубокие социальные перемены, происходящие в современном обществе, требуют новых подходов к развитию образования, изменения методологии и парадигмы педагогической науки. Материалистическая теория познания перестали служить методологической основой педагогической науки и других наук в целом. Методол ...

За роялем без слез, или я – детский педагог
Татьяна Гальперина – автор уникальной методики музыкального развития детей двух – трёх летнего возраста. До 1990 года – ведущий методист города Санкт–Петербурга. Известна в России и за рубежом. Большую известность получила её книга «За роялем без слёз, или я – детский педагог». Также она выпустила ...

Педагогическое общение и приемы его оптимизации. Стили общения. Методы, приемы, средства педагогического воздействия, взаимодействия
Самая неискоренимая человеческая потребность – потребность в общении. В.А. Сухомлинский Сущность педагогического взаимодействия Принципы педагогического взаимодействия Педагогическое общение Стили общения Методы, приемы, средства общения Вербальные и невербальные средства общения Сущность педагогич ...

Категории

Copyright © 2020 www.fiteducation.ru