Организация и методы изучения воображения

Страница 1

Исследование проводилось в Муниципальном специальном «коррекционном» образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. «Барнаульская специальная «коррекционная» общеобразовательная школа интернат № 4 V вида», в период с 1сентября 2008 по 20 мая 2009г.

Общая выборка детей составила 24 человека (младшего школьного возраста, с ОНР 2 – 3 уровня). 12 человек это дети 7-8 лет 1 «А» класса и 12 человек это дети 8-9 лет 2 «Б» класса.

Для изучения структуры воображения были использованы методики:

· Методика «Дорисовывания фигур» - модифицированный тест креативности Торренса

Цель: определение уровня развития воображения, способность создавать оригинальные образы.

Материал: 10 карточек размером вполовину стандартного листа (а5), на каждом из которых нарисована небольшая фигурка неопределенной формы, набор карандашей (простой карандаш).

Инструкция к проведению: говорим ребенку: «Сейчас ты будешь дорисовывать волшебные фигурки. Волшебные они потому, что каждую фигурку можно дорисовать так, что получится какая – нибудь картинка – любая, какую ты захочешь». После того как ребенок дорисовал фигурку, его спрашиваем: «Как называется картина? Что это?» ответ записываем и даем следующий листок, последовательно предъявляя все 10 карточек.

Оценка результатов

Для оценки уровня выполнения задания ребенком подсчитываю коэффициент оригинальности (КО) – количество неповторяющихся изображений. Одинаковыми считаются изображения, в которых фигурка для дорисовывания превращается в один и тот же элемент. Например, превращение и квадрата, и треугольника в экран телевизора считается повторением, и оба эти изображения не засчитываются ребенку. Затем сравнивают изображения, созданные каждым ребенком из детей обследуемой группы на основании одной и той же фигурки для дорисовывания. Если двое детей превращают квадрат в экран телевизора, то этот рисунок не засчитывается ни одному из этих детей. Таким образом, КО равен количеству рисунков, не повторяющихся по характеру использования заданной фигурки у самого ребенка и ни у кого из детей группы. КО – это количество не зачеркнутых ответов. Затем выводят средний КО по группе.

Низкий уровень – выполнения задания (КО) меньше среднего по группе на 2 и более балла.

Средний уровень – (КО) равен среднему по группе или на один балл выше или ниже среднего.

Высокий уровень – (КО) выше среднего по группе на 2 и более балла.

Наряду с количественной обработкой результатов возможна качественная характеристика уровней выполнения задания.

Можно выделить следующие уровни:

При низком уровне дети фактически не понимают задачу: они или рисуют рядом с заданной фигурой что – то свое, или делают беспредметное изображение (узор), иногда эти дети (для 1-2 фигурок) могут нарисовать предметный схематичный рисунок с использованием заданной фигурки. В этом случае рисунки, как правило, примитивные, шаблонные схемы.

При среднем уровне дети дорисовывают большинство фигурок, однако, все рисунки схематичные, без деталей. Всегда есть рисунки повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы.

При высоком уровне дети дают схематичные. Иногда детализированные. Но, как правило. Оригинальные рисунки (не повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы). Предложенная для дорисовывания фигурка является обычно центральным элементом рисунка или его второстепенной деталью, последнее является показателем творческого воображения.

· Методика диагностики универсальных творческих способностей для детей 8-9 лет авторы: В. Синельников, В. Кудрявцев

«Солнце в комнате»

Основание: Реализация воображения.

Цель: Выявление способностей ребенка к преобразованию «нереального» в "реальное" в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия.

Материал: Картинка с изображением комнаты, в которой находится человечек и солнце; карандаш.

Страницы: 1 2 3

Познавательно о обучении:

Основные проблемы и недостатки применения мультимедиа в образовании
Общим недостатком большинства существующих мультимедийных средств обучения остается то, что после их разработки начинаются или продолжаются "исследования" сфер и придумываются все новые возможности их практического применения. Достаточно редкими являются случаи создания мультимедийных про ...

Содержание, методические проблемы и принципы организации словарной работы при обучении русскому языку
«Для всего, что существует в природе, – воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождя, лесов, болот, рек и озёр, лугов и полей, цветов и трав, – в русском языке есть великое множество хороших слов и названий». Эти слова К.Г. Паустовского должны помочь ребятам осознать один важный момент: слово – инст ...

Практическое значение научных исследований
наука педагогика исследование практический Человек, далекий от науки, услышав о новом научном открытии, часто задает вопрос: «А какой от него прок? Для чего оно?» При этом подразумевается, что ни одно научное исследование не имеет смысла, если оно не может быть немедленно применено на практике. Это ...

Категории

Copyright © 2025 www.fiteducation.ru