Организация и методы изучения воображения

Страница 2

Инструкция к проведению:

Показываем ребенку картинку: "Я даю тебе эту картинку. Посмотри внимательно и скажи, что на ней нарисовано". По перечислении деталей изображения (стол, стул, человечек, лампа, солнышко и т. д.) даеся следующее задание: "Правильно. Однако, как видишь, здесь солнышко нарисовано в комнате. Скажи, пожалуйста, так может быть или художник здесь что-то напутал? Попробуй исправить картинку так, чтобы она были правильной".

Обработка данных.

В ходе обследовании оцениваем попытки ребенка исправить рисунок. Обработка данных осуществляется по пятибалльной системе:

1. Отсутствие ответа, непринятие задания ("Не знаю, как исправить", «Картинку исправлять не нужно») - 1 балл.

2. "Формальное устранение несоответствия (стереть, закрасить солнышко) -2 балла.

3. Содержательное устранение несоответствия: а) простой ответ (Нарисовать в другом месте - "Солнышко на улице") - 3 балла. б) сложный ответ (переделать рисунок - "Сделать из солнышка лампу") - 4 балла.

4. Конструктивный ответ (отделить несоответствующий элемент от других, сохранив его в контексте заданной ситуации ("Картинку сделать", "Нарисовать окно", "Посадить солнышко в рамку" и т.д.) - 5 баллов.

· Изучение воссоздающего воображения (Боровик. О)

Цель: изучение уровня воссоздающего воображения

Материал: лист бумаги и карандаш.

Проведение: Сейчас я вам прочитаю интересную сказку или рассказ. Она называется « ». Слушайте внимательно, а потом вы должны будете стать художниками и нарисовать рисунки к этой сказке. Сказку читаем два раза с интонацией выделением значимых частей. После этого вместе с детьми уточняются последовательность событий и смысловые части, которые надо передать в рисунке.

Обработка данных: При анализе не отмечаем качество самого рисунка и изложения, а обращаем внимание только на уровень воображения и относим к одному из 3-х уровней.

Высокий уровень:

Сюжет рисунка и сказки совпадает. Рисуют и сочиняют одновременно. В рисунке представлен один из существенных моментов сказки. Рисунок и сказка структурно оформлены, / имеют выраженную композицию и детализированы/. Персонажи и сюжет рисунка и сказки в точности не повторяют знакомые ребенку сказки. Дети планируют свою деятельность, есть элементы творчества.

Средний уровень:

Ребенок рассматривает модифицированный вариант сказки или сочиняет элементарную собственную сказку. Дети рисуют отдельного героя сказки или один из эпизодов, пропущены звенья. Воссоздан отдельный эпизод сказки.

Низкий уровень:

Дети рисуют и рассказывают знакомую сказку, даже после повторения инструкции, воссозданные образы не соответствуют образам произведения, изображены отдельные предметы или персонажи.

· Исследование индивидуальных особенностей творческого воображения (Боровик. О)

Цель исследования: определить уровень сложности воображения, степень фиксированности представлений, гибкость или ригидность воображения и степень его стереотипности или оригинальность.

Материал и оборудование: три листка бумаги размером 10х16 см без клеток или линеек. На первом листке в середине изображен контур круга диаметром 2,5 см. На втором листке также в середине изображен контур равностороннего треугольника с длиной стороны 2,5 см. На третьем – контур квадрата с длиной стороны 2,5 см. Карандаш и секундомер.

Процедура исследования: Данное исследование проводим с группой Нужно, следить, чтобы никто из испытуемых до конца тестирования не разговаривал и не показывал свои рисунки другим.

Тестирование проводится в три этапа. На первом этапе испытуемому даем листок с изображенным на нем контуром круга, на втором – треугольника и на третьем – квадрата. Каждый этап исследования предваряется повторяющейся инструкцией.

Инструкция испытуемому: "Используя изображенный на этом листке контур геометрической фигуры, нарисуйте рисунок. Качество рисунка значения не имеет. Способ использования контура применяйте по своему усмотрению. По сигналу "Стоп!" рисование прекращайте".

Страницы: 1 2 3

Познавательно о обучении:

Применение программы Microsoft Office Power Point для создания ЦОР
Программа Microsoft Office Power Point традиционно используется как инструментальная среда для подготовки презентаций. Мультимедийная презентация — один из эффективных методов организации обучения на уроках, мощное педагогическое средство, выходящее за рамки традиционной классно — урочной системы. ...

Психологические аспекты развития технологической культуры учащихся
«Школа готовит к жизни…» Эта фраза настолько часто произносится и пишется, что над ее смыслом уже мало кто задумывается. Причем школа здесь подразумевается в самом широком смысле – и детский сад, и общеобразовательная школа, и все послешкольные образовательные учреждения. Но ведь образование – это ...

Практическое значение научных исследований
наука педагогика исследование практический Человек, далекий от науки, услышав о новом научном открытии, часто задает вопрос: «А какой от него прок? Для чего оно?» При этом подразумевается, что ни одно научное исследование не имеет смысла, если оно не может быть немедленно применено на практике. Это ...

Категории

Copyright © 2019 www.fiteducation.ru