Организация и методы изучения воображения

Страница 2

Инструкция к проведению:

Показываем ребенку картинку: "Я даю тебе эту картинку. Посмотри внимательно и скажи, что на ней нарисовано". По перечислении деталей изображения (стол, стул, человечек, лампа, солнышко и т. д.) даеся следующее задание: "Правильно. Однако, как видишь, здесь солнышко нарисовано в комнате. Скажи, пожалуйста, так может быть или художник здесь что-то напутал? Попробуй исправить картинку так, чтобы она были правильной".

Обработка данных.

В ходе обследовании оцениваем попытки ребенка исправить рисунок. Обработка данных осуществляется по пятибалльной системе:

1. Отсутствие ответа, непринятие задания ("Не знаю, как исправить", «Картинку исправлять не нужно») - 1 балл.

2. "Формальное устранение несоответствия (стереть, закрасить солнышко) -2 балла.

3. Содержательное устранение несоответствия: а) простой ответ (Нарисовать в другом месте - "Солнышко на улице") - 3 балла. б) сложный ответ (переделать рисунок - "Сделать из солнышка лампу") - 4 балла.

4. Конструктивный ответ (отделить несоответствующий элемент от других, сохранив его в контексте заданной ситуации ("Картинку сделать", "Нарисовать окно", "Посадить солнышко в рамку" и т.д.) - 5 баллов.

· Изучение воссоздающего воображения (Боровик. О)

Цель: изучение уровня воссоздающего воображения

Материал: лист бумаги и карандаш.

Проведение: Сейчас я вам прочитаю интересную сказку или рассказ. Она называется « ». Слушайте внимательно, а потом вы должны будете стать художниками и нарисовать рисунки к этой сказке. Сказку читаем два раза с интонацией выделением значимых частей. После этого вместе с детьми уточняются последовательность событий и смысловые части, которые надо передать в рисунке.

Обработка данных: При анализе не отмечаем качество самого рисунка и изложения, а обращаем внимание только на уровень воображения и относим к одному из 3-х уровней.

Высокий уровень:

Сюжет рисунка и сказки совпадает. Рисуют и сочиняют одновременно. В рисунке представлен один из существенных моментов сказки. Рисунок и сказка структурно оформлены, / имеют выраженную композицию и детализированы/. Персонажи и сюжет рисунка и сказки в точности не повторяют знакомые ребенку сказки. Дети планируют свою деятельность, есть элементы творчества.

Средний уровень:

Ребенок рассматривает модифицированный вариант сказки или сочиняет элементарную собственную сказку. Дети рисуют отдельного героя сказки или один из эпизодов, пропущены звенья. Воссоздан отдельный эпизод сказки.

Низкий уровень:

Дети рисуют и рассказывают знакомую сказку, даже после повторения инструкции, воссозданные образы не соответствуют образам произведения, изображены отдельные предметы или персонажи.

· Исследование индивидуальных особенностей творческого воображения (Боровик. О)

Цель исследования: определить уровень сложности воображения, степень фиксированности представлений, гибкость или ригидность воображения и степень его стереотипности или оригинальность.

Материал и оборудование: три листка бумаги размером 10х16 см без клеток или линеек. На первом листке в середине изображен контур круга диаметром 2,5 см. На втором листке также в середине изображен контур равностороннего треугольника с длиной стороны 2,5 см. На третьем – контур квадрата с длиной стороны 2,5 см. Карандаш и секундомер.

Процедура исследования: Данное исследование проводим с группой Нужно, следить, чтобы никто из испытуемых до конца тестирования не разговаривал и не показывал свои рисунки другим.

Тестирование проводится в три этапа. На первом этапе испытуемому даем листок с изображенным на нем контуром круга, на втором – треугольника и на третьем – квадрата. Каждый этап исследования предваряется повторяющейся инструкцией.

Инструкция испытуемому: "Используя изображенный на этом листке контур геометрической фигуры, нарисуйте рисунок. Качество рисунка значения не имеет. Способ использования контура применяйте по своему усмотрению. По сигналу "Стоп!" рисование прекращайте".

Страницы: 1 2 3

Познавательно о обучении:

Влияние СМИ на современных школьников
Только в начале 70-х гг. озабоченная благом детей обще­ственность и отдельные родители и воспитатели начали прояв­лять беспокойство по поводу военных игрушек. Затем внимание привлекли к себе игровые залы и уста­новленные в них автоматы с военными играми. Сейчас же основное зло для подростков видят ...

Содержание, методические проблемы и принципы организации словарной работы при обучении русскому языку
«Для всего, что существует в природе, – воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождя, лесов, болот, рек и озёр, лугов и полей, цветов и трав, – в русском языке есть великое множество хороших слов и названий». Эти слова К.Г. Паустовского должны помочь ребятам осознать один важный момент: слово – инст ...

Содержание и методика использования дидактических игр и лексических упражнений в формировании словаря младших дошкольников
Дидактические игры – одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н.К. Крупская. Она придавала большое значение игре как одному из средств коммунистического воспитания и формирования личности советских детей: «Игра для ни ...

Категории

Copyright © 2019 www.fiteducation.ru