Роль народного художественного творчества в становлении и развитии личности

Новая педагогика » Роль народного художественного творчества в становлении и развитии личности

Страница 1

Тысячелетний опыт народной педагогики выкристаллизировал наиболее эффективные средства воздействия на личность, например: пословицы, поговорки, сказки, песни, но в этом случае я решила рассмотреть загадки, как одно из видов в развитии и становлении личности.

Рассмотрим педагогические возможности загадки. Воспитательные и образовательные возможности загадки многообразны. Средствами загадки формируют любовь к народному творчеству, родному языку, живому, образному и точному слову, вводят ребенка в мир народной поэзии, доставляя ему эстетическое наслаждение. Загадка приобщает детей к народному складу мышления и поэтому служит эффективным, средством патриотического воспитания.

Особое место загадка занимает в работе по развитию мышления детей. Она «доставляет уму ребенка полезное упражнение». Разгадывание загадок является для ребенка своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующие его умственные силы. Чтобы отгадать загадку, нужно внимательно наблюдать жизнь, припоминать виденное, сравнивать, сопоставлять явления, мысленно их расчленять, выделять каждый раз нужные стороны, объединять, синтезировать найденное. Отгадывание загадок развивает находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность, привычку более глубоко и разносторонне осмыслить мир.

Детям нравится отгадывать загадки. У них вызывает радость и процесс и результат этого своеобразного умственного состязания. Отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к четкой логике, рассуждению и доказательству. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, загадки полны познавательного смысла.

Каждая тематическая группа загадок содержит широкий круг сведений об окружающем мире. Это дает возможность использовать загадки для развития наблюдательности, закрепления знаний о признаках предметов, о существующих в окружающем мире связях между явлениями.

Детям нравится разгадывать загадки. Загадки вызывают у детей интерес к миру вещей и явлений. Предметность, конкретность загадки, направленность ее на детали жизни делают загадку отличным приемом дидактического воздействия на детский ум. Загадка ставит перед ребенком вопросы: что откуда?, что из чего делается?, что чему служит?. Она ставит перед ребенком предмет то одной, то другой гранью: то останавливает внимание на внешнем виде, то укажет на сущность предмета, на его назначение. Так, в загадках о предметах домашнего обихода, об орудиях труда указывается на характерное во внешнем виде предмета: «Два кольца, два конца, посредине гвоздь и тот насквозь». (Ножницы); на то, из чего сделан предмет: « Поля стеклянные, межи деревянные». (Оконная рама); на назначение предмета: «Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу, когда спать, когда вставать, когда работу начинать». (Часы). Некоторые загадки показывают предмет в действии: «Кланяется, кланяется, придет домой растянется». (Топор).

Загадки о средствах передвижения тоже указывают на особенности внешнего вида, кроме того, и на скорость и способ передвижения предмета, особенности звучания:

«Летит, как стрела, жужжит, как пчела». (Самолет.) «Спозаранку за окошком стук, и звон, и кутерьма. По прямым стальным дорожкам ходят красные дома». (Трамваи).

Многое детям могут рассказать загадки о животных, об их величине: «Юркий маленький зверек по деревьям прыг да скок» (Белка.);о частях тела: «С бородой, а не старик, с рогами, а не бык, с пухом, а не птица» (Козел) о форме глаз, длине ног, ушей, хвоста:

«Хвост крючком, нос пятачком». (Свинья.) «Косоглазый, маленький, в белой шубке, в валенках» (Заяц); об окраске животного: «Желтый клубок за белым скок». (Лиса, заяц.)

Некоторые загадки обращают внимание на повадки животных: «Зимой спит, летом ульи ворошит». (Медвeдь); на среду обитания и способы защиты: «Она, как змейка, в траве мелькает, хвостом виляет. Хвост потеряет — другой вырастает». (Ящерица); на приносимую людям пользу: « Не говорит, не поет, а кто к хозяину идет — она знать дает». (Собака); на то, чем лакомится животное: «Мохнатенькая, усатенькая, по кладовкам рыщет, сметанку ищет». (Кошка.)

В загадках об овощах, о фруктах, ягодах, растениях указывается на особенности внешнего вида — форму, цвет: «Круглое, румяное с дерева достану я». (Яблоко.) «Эх, звоночки, синий цвет, с язычком, а звону нет» (Цветок колокольчик); на вкус и запах плодов: «Низок да колюч, сладок да пахуч, ягоды сорвешь — всю руку обдерешь» (Крыжовник); на место обитания: «Стоят в поле сестрицы: платья белены, шапочки зелены» (Березки); на изменения в процессе роста и развития: « Две сестры: летом зелены, к осени одна краснеет, другая чернеет» (Красная и черная смородина.) Загадки о явлениях природы раскрывают привычные связи и зависимости, заставляют думать о них: «Один льет, другой пьет, третий зеленеет да растет» (Дождь, земля, трава); показывают мир в постоянном движении и изменении: «Приказало солнце: стой, семицветный мост крутой! Тучка скрыла солнца свет — рухнул мост, и щепок нет» (Радуга.).

Страницы: 1 2 3 4

Познавательно о обучении:

Урок – литературная композиция
Тема: «Мне все равно эта жизнь полюбилась…» Особенности художественного мира С. А. Есенина. Концептуальная цель курса: развитие способности эстетического восприятия и оценки явлений литературы, художественно воплощенных в ней явлений жизни Цель урока: познакомиться с творческой биографией поэта, ху ...

Экспериментальное изучение уровня развития начал экологической культуры в процессе познавательной деятельности у детей младшего дошкольного возраста
Цель: Выявить и апробировать педагогические условия формирования начал экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности. В эксперименте участвуют 20 детей в возрасте от 3 до 4 лет. 10 детей – контрольная группа 10 детей – экспериментальная группа. ...

Приемы предупреждения и разрешения конфликтов. Пути ликвидации последствий конфликта
Почти всегда приходится жалеть, что ссора не была прекращена в начале. Л.Н. Толстой 1. Преимущества и недостатки способов разрешения конфликтов 2. Технология управления межличностными конфликтами 3. Тренинг по анализу конфликтной ситуации и разрешению конфликта 4. Пути ликвидации последствий конфли ...

Категории

Copyright © 2019 www.fiteducation.ru