Во многих загадках отмечается закономерная последовательность природных явлений в связи со сменой времени года, дня и ночи: «Весной вырастают, осенью опадаю» (Листья.) « На землю упало пуховое одеяло. Лето пришло — одеяло все сошло» (Снег.).
Загадки познавательного содержания, обостряя наблюдательность детей, повышают их интерес к окружающей действительности, формируют реалистическое представление о природе. Отражая живописные пейзажи Родины, полные красок, звуков, запахов, загадки способствуют воспитанию эстетических чувств ребенка. компания stiralkarem.ru
Ослепительно ярок зимний пейзаж: «Пушистый ковер не руками ткан, Не шелками шит, при солнце, при месяце серебром блестит». (Снег.)
Радостно волнуют свежие запахи весны и чистое звучание капели в загадке про сосульку: «Висит за окошком кулек ледяной, он полон капели и пахнет весной». Любая картина природы в загадках выразительна и ощутима: «Егор-Егорка упал в озерко, сам не потонул и воды не всколыхнул» (Месяц). «Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает. Когда это бывает?» (Осенью).
Красочно рисуя окружающий мир, загадки помогают ребенку по-иному взглянуть на самую обыкновенную травинку, цветок, бабочку, потому что загадка дает картинное описание предмета. «Стоят в поле сестрички: желтый глазок, белые реснички» — такими изображены в загадке полевые ромашки. «Весь из золота отлит на соломинке стоит» — горделиво красуется налитой солнцем и жизненной силой маленький колосок. Ароматами и соками летнего леса полна земляника: «Красна, сочна, душиста, растет низко, к земле близко».
Вызывает восхищение и чудо-радуга в загадке «Поднялись ворота — всему миру красота», и маленькие капельки-росинки в загадке «Посреди поля серебряные зерна лежат».
Так загадки развивают у детей поэтическое восприятие родного края. Они привлекают сочными красками, радуют яркими образами, удивляют неожиданными сравнениями. Точный выбор слова, меткие художественные средства делают загадку произведением, доставляющим эстетическое наслаждение. В загадке: «Заря-заряница, красная девица, по миру ходила, слезы обронила, месяц видел, солнце скрало» заря сравнивается с красной девицей, а роса — со слезами.
Загадка, как ни одно другое произведение малого жанра, дает наглядный пример того, как емко, красочно, по-разному можно сказать об одном и том же предмете. Это в первую очередь относится к тем предметам, которые близки опыту людей, которые привлекают своим внешним видом — красками, формами. Очень своеобразно, например, выглядит гриб-подосиновик в разных загадках: «Под елкою, под осинкою стоит мальчик с пальчик, на нем сер кафтанчик, шапка красненька» — это молоденький, свеженький грибок. А вот коренастые подосиновики: «Во лесу, во бору стоят стары старички, на них красны колпачки.»
Так же образно рассказывается в загадке о различных явлениях природы. Например, снег — это и «одеяло мягкое, белое», и «скатерть», и «простыня»; снежинки — это и «пушинки», и «звездочки», и даже «белые мухи»; солнце — «костер», «красное яблочко», а радуга — то «крашеное коромысло», то «семицветный мост крутой», то «ворота — всему миру красота».
В загадках отразился живой, веселый, бойкий нрав русского народа, умеющего воспринимать жизнь радостно, весело, оптимистически. Поэтому загадки полны юмора, шуток, порою насмешек, а иногда и озорной двусмысленности. Например: «Хожу на голове, хотя и на ногах, хожу и босиком, хотя и в сапогах». Вся загадка построена на игре противоречий. Как это ходить на голове и в то же время на ногах? Босиком — и одновременно в сапогах? Неожиданный ответ — «гвоздь в сапоге» — подчеркивает оригинальность остроумной загадки-шутки.
Значительна роль загадок в развитии у детей поэтического слуха. Наряду с песенками и потешками загадки для ребенка — это первые образцы народной поэзии. Они развивают чуткость к рифме, обогащают слух ребенка разнообразными ритмами и мелодиями, подготавливают детей к более полному восприятию и пониманию поэтической основы произведений литературы.
Отгадывание загадок способствует активному развитию речи детей. Особенности содержания и структуры загадки как литературного жанра позволяет развивать логическое мышление детей и формировать у них навыки восприятия и использования речи-доказательства и речи – описания.
Так, загадка становится не просто развлечением и игрой, но и упражнением в рассуждении и доказательстве, т.е. важным средством обучения и развития.
Уметь доказывать – это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму. По мнению педагога филолога Ю.Г. Илларионовой речь-доказательство требует особых, отличных от описания и повествования речевых оборотов, грамматических структур, своей композиции. Так как смысл создания рассуждения состоит в умении подобрать доводы (аргументы, подтверждающие тезис), то для речи - доказательства имеется своя структура, опредиляющая порядок аргументов: во-первых, во-вторых,… и т.д.
Познавательно о обучении:
Особенности мышления детей старшего дошкольного возраста
Заслуга введения особенностей развития познавательных процессов мышления у дошкольников принадлежит Жану Пиаже. Он применил структурный анализ к развитию детского интеллекта. Пиаже систематически исследовал, каким образом ребенок последовательно становится способным мыслить различные структуры, и с ...
Апробация и экспертиза образовательных электронных изданий и ресурсов
Образовательные электронные издания и ресурсы подлежат апробации посредством их реального использования в учебном процессе, демонстрации и обсуждения основных качественных характеристик разработанных средств информатизации образования на конференциях, семинарах, выставках, презентациях и других общ ...
Особенности письменной речи
В связной письменной речи у детей выявляются большие трудности в установлении логических и языковых связей между предложениями. Последовательность предложений не всегда соответствует последовательности описываемых событий, нарушаются смысловые и грамматические связи между отдельными предложениями. ...