Роль народного художественного творчества в становлении и развитии личности

Новая педагогика » Роль народного художественного творчества в становлении и развитии личности

Страница 2

Во многих загадках отмечается закономерная последовательность природных явлений в связи со сменой времени года, дня и ночи: «Весной вырастают, осенью опадаю» (Листья.) « На землю упало пуховое одеяло. Лето пришло — одеяло все сошло» (Снег.).

Загадки познавательного содержания, обостряя наблюдательность детей, повышают их интерес к окружающей действительности, формируют реалистическое представление о природе. Отражая живописные пейзажи Родины, полные красок, звуков, запахов, загадки способствуют воспитанию эстетических чувств ребенка.

Ослепительно ярок зимний пейзаж: «Пушистый ковер не руками ткан, Не шелками шит, при солнце, при месяце серебром блестит». (Снег.)

Радостно волнуют свежие запахи весны и чистое звучание капели в загадке про сосульку: «Висит за окошком кулек ледяной, он полон капели и пахнет весной». Любая картина природы в загадках выразительна и ощутима: «Егор-Егорка упал в озерко, сам не потонул и воды не всколыхнул» (Месяц). «Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает. Когда это бывает?» (Осенью).

Красочно рисуя окружающий мир, загадки помогают ребенку по-иному взглянуть на самую обыкновенную травинку, цветок, бабочку, потому что загадка дает картинное описание предмета. «Стоят в поле сестрички: желтый глазок, белые реснички» — такими изображены в загадке полевые ромашки. «Весь из золота отлит на соломинке стоит» — горделиво красуется налитой солнцем и жизненной силой маленький колосок. Ароматами и соками летнего леса полна земляника: «Красна, сочна, душиста, растет низко, к земле близко».

Вызывает восхищение и чудо-радуга в загадке «Поднялись ворота — всему миру красота», и маленькие капельки-росинки в загадке «Посреди поля серебряные зерна лежат».

Так загадки развивают у детей поэтическое восприятие родного края. Они привлекают сочными красками, радуют яркими образами, удивляют неожиданными сравнениями. Точный выбор слова, меткие художественные средства делают загадку произведением, доставляющим эстетическое наслаждение. В загадке: «Заря-заряница, красная девица, по миру ходила, слезы обронила, месяц видел, солнце скрало» заря сравнивается с красной девицей, а роса — со слезами.

Загадка, как ни одно другое произведение малого жанра, дает наглядный пример того, как емко, красочно, по-разному можно сказать об одном и том же предмете. Это в первую очередь относится к тем предметам, которые близки опыту людей, которые привлекают своим внешним видом — красками, формами. Очень своеобразно, например, выглядит гриб-подосиновик в разных загадках: «Под елкою, под осинкою стоит мальчик с пальчик, на нем сер кафтанчик, шапка красненька» — это молоденький, свеженький грибок. А вот коренастые подосиновики: «Во лесу, во бору стоят стары старички, на них красны колпачки.»

Так же образно рассказывается в загадке о различных явлениях природы. Например, снег — это и «одеяло мягкое, белое», и «скатерть», и «простыня»; снежинки — это и «пушинки», и «звездочки», и даже «белые мухи»; солнце — «костер», «красное яблочко», а радуга — то «крашеное коромысло», то «семицветный мост крутой», то «ворота — всему миру красота».

В загадках отразился живой, веселый, бойкий нрав русского народа, умеющего воспринимать жизнь радостно, весело, оптимистически. Поэтому загадки полны юмора, шуток, порою насмешек, а иногда и озорной двусмысленности. Например: «Хожу на голове, хотя и на ногах, хожу и босиком, хотя и в сапогах». Вся загадка построена на игре противоречий. Как это ходить на голове и в то же время на ногах? Босиком — и одновременно в сапогах? Неожиданный ответ — «гвоздь в сапоге» — подчеркивает оригинальность остроумной загадки-шутки.

Значительна роль загадок в развитии у детей поэтического слуха. Наряду с песенками и потешками загадки для ребенка — это первые образцы народной поэзии. Они развивают чуткость к рифме, обогащают слух ребенка разнообразными ритмами и мелодиями, подготавливают детей к более полному восприятию и пониманию поэтической основы произведений литературы.

Отгадывание загадок способствует активному развитию речи детей. Особенности содержания и структуры загадки как литературного жанра позволяет развивать логическое мышление детей и формировать у них навыки восприятия и использования речи-доказательства и речи – описания.

Так, загадка становится не просто развлечением и игрой, но и упражнением в рассуждении и доказательстве, т.е. важным средством обучения и развития.

Уметь доказывать – это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму. По мнению педагога филолога Ю.Г. Илларионовой речь-доказательство требует особых, отличных от описания и повествования речевых оборотов, грамматических структур, своей композиции. Так как смысл создания рассуждения состоит в умении подобрать доводы (аргументы, подтверждающие тезис), то для речи - доказательства имеется своя структура, опредиляющая порядок аргументов: во-первых, во-вторых,… и т.д.

Страницы: 1 2 3 4

Познавательно о обучении:

Предлагаемый контроль на разных этапах обучения
На основе сформулированных требований в предыдущем параграфе мы разработали разные формы контроля по теме «Линейная функция». Далее рассмотрим более подробную характеристику предлагаемого контроля на разных этапах обучения. Последовательность изложения содержания будет придерживаться в соответствии ...

Технология модульного обучения на уроках биологии
Главный ориентир нашего лицея – воспитание полноценной личности – активной, здоровой нравственно и физически, способной к творческой деятельности. В современных условиях в период возрастания объема информации и знаний, накопленных человечеством, обучение подрастающего поколения должно быть личностн ...

Методика использования заданий, составленных с помощью приемов занимательности
Необычный учебный материал обладает некоторыми особенностями по сравнению с обычным. Например, обычная схема учебных заданий такова: Однако, чтобы учащиеся научились решать задачи, вовсе не обязательно всегда избирать этот путь. Иногда полезно нарушать эту схему. Например, наряду с обычными (и важн ...

Категории

Copyright © 2022 www.fiteducation.ru