Роль народного художественного творчества в становлении и развитии личности

Новая педагогика » Роль народного художественного творчества в становлении и развитии личности

Страница 3

В рассуждении часто приходится пользоваться сложными предложениями, с помощью которых выражаются логические связи загадки: если-то, раз-значит, потому что, так как, так что, поэтому, значит. Рассуждение заканчивается выводом, который строится с использованием принятых для этого случая лексических средств: следовательно, значит, таким образом, поэтому и др.

Приемами построения речи-доказательства, его синтаксисом, специфической лексикой дети овладевают постепенно. Обычно дошкольники в своей речи этими конструкциями пользуются редко, но жизнь постоянно требует объяснений и аргументации и, следовательно, детям нужно создавать условия для необходимой речевой тренировки. Систематическая работа по развитию у детей навыков доказательства при объяснении загадок развивает умение оперировать разнообразными и интересными доводами для лучшего обоснования отгадки.

Доказательство отгадок вызывает живой интерес, формирует мышление и речь ребенка. Остроумная и занимательная форма загадки позволяет обучать рассуждению и доказательству легко и непринужденно. Необходимость доказывать убедительно, развернуто и последовательно тренирует ребенка в использовании различных языковых средств лексических и грамматических.

Загадка - описание заключает в себе много возможностей для обогащения словаря детей новыми словами, словосочетаниями, образными выражениями. Загадки обогащают их словарь, помогают увидеть вторичные значения слов. Например, помимо основного значения глагола идти («передвигаться»), ребенок осознает и другие: действует механизм («идут часы»), льет дождь («идет дождь»). Конечно, дети не раз имели возможность, и слышать и употреблять эти сочетания, но в загадке они воспринимают слова сопоставлено, объединено: «Идут круглые сутки, не стоят ни минутки, а все на одном месте». (Часы). «Посмотри в окошко: идет длинный Антошка» (Дождь). «Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадет, и никуда я не пойду, покуда он идет» (Дождь).

Загадки расширяют представления детей о возможностях переносного употребления слова: «Мы, когда идем, стоим, а стоять умеем лежа, даже если убежим, мы не двигаемся тоже» (Часы).

Таким образом, под влиянием загадок у ребенка складывается привычка рассматривать слово как живое и многогранное речевое средство. Это совершенствует не только языковую подготовку ребенка, но естественно и успешно развивает его мыслительные способности, расширяет представления о материальном и духовном мире.

Размышления над загадками содействуют обостренному восприятию словообразовательных и формообразующих средств русского языка — его морфем. Без понимания значения той или иной морфемы: корня, суффикса, приставки — невозможно уловить значение слова. В загадках же часто в целях удовлетворения требований самого жанра используются такие слова, в которых повышенную роль приобретает та или иная морфема. Такую нагрузку, например, несет на себе суффикс - н (-ня) — в загадке о муравьях: «В лесу у пня беготня, суетня: народ рабочий весь день хлопочет, себе дом строит». С помощью этого суффикса образованы существительные, обозначающие действия в собирательном значении, — «беготня», «суетня». Невольно обращает на себя внимание суффикс - ищ - имеющий значение увеличительности: «Глазищи, усищи, хвостище, а моется всех чище» (Кошка).

Есть и такие загадки, в которых встречаются сравнительно редкие суффиксы. В таком случае, чтобы понять смысл слова, требуется провести словообразовательный анализ, благодаря которому можно установить, от основы какого слова образовано новое слово, употребленное в загадке. Вот, например, весьма мудреные определения предмета по его функции, действию. В загадках о корове хвост обозначается, как махай, вихляй, вертун, хлобыстун, рога — бодай, бодастые, ноги — ля-гаи, ходастые. Чтобы понять эти слова, нужно найти исходные глаголы: махать, вихлять, хлобыстать, бодать, лягать, ходить. Не всегда, конечно, детям дошкольного возраста доступны такие решения, но подобные словообразовательные задачи надо ставить, чтобы в сознании ребят постепенно складывались привычные впечатления о словообразовательной системе русского языка.

Загадка помогает детям осваивать и синтаксис родной русской речи. Синтаксические особенности загадки становятся детям привычными, доступными, понятными. Дети усваивают различные способы передачи сопоставительных и противительных отношений, учатся умению строить вопросительные предложения, учатся логике организации однородных членов, что, как показывает практика, требует в обучении детей многократных практических упражнений. Как известно, структура таких предложений дается детям с трудом, потому что она требует обусловленного расположения однородных членов (чаще всего сказуемых) в соответствии с логической последовательностью реальных действий: «Нахмурится, насупится, в слезы ударится — ничего не останется»(Туча).

Страницы: 1 2 3 4

Познавательно о обучении:

Краткая характеристика логических операций, доступных для детей среднего возраста
Сравнение – относительно простая логическая операция, она заключается в установлении сходства или различия предметов по признакам. Анализ – логический прием, заключающийся в разделении предмета на отдельные части. Анализ проводится для выделения признаков, характеризующих данный предмет или группу ...

Гиподинамия и ее негативное влияние на растущий организм учащихся
Одним из ведущих механизмов, формирующих общие характерные особенности организма при отклонениях в состоянии здоровья, является сниженная двигательная активность. Она может быть как в форме недостаточности общей суммы активности, так и в виде ограниченности интенсивных нагрузок развивающего характе ...

Методы восстановления при гностических нарушениях детей-билингвов
Соматогностические нарушения 1. «Тактильное домино» Правила игры те же, что и в обычном домино, но игральные «кости» особые, например: справа – наждачная бумага, слева – глянцевая поверхность; справа – бархатная бумага, слева – мех; справа – ребристая поверхность «в клеточку», слева – гладкая и т.п ...

Категории

Copyright © 2024 www.fiteducation.ru