Эмоциональное выгорание

Страница 1

В последние 20 лет интерес исследователей привлекает специфический вид профессионального заболевания лиц, работающих с людьми - врачей, педагогов, педагогов, психологов, воспитателей, работников торговли, руководителей, менеджеров и т.д. Выяснилось, что представители данных профессий подтверждены симптомами постепенного эмоционального утомления и опустошения - синдрому "эмоционального выгорания". Термин был введен американским психиатром Х. Дж. Фрейденбергом в 1974 году для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном общении с клиентами в эмоционально нагруженной атмосфере. В настоящее время эмоциональное выгорание понимают как механизм психологической защиты, выработанный личностью в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. Эмоциональное выгорание представляет собой приобретенное профессиональное поведение, позволяющее человеку экономно дозировать и расходовать энергетические и эмоциональные ресурсы.

"Синдром эмоционального выгорания - это общее название последствий длительного рабочего стресса, вернее, следствие неуправляемого течения стресса, и профессионального кризиса". Синдром эмоционального выгорания возникает в любой деятельности связанной с интенсивным общением и контактами с клиентами. Его развитие постепенно приводит к необратимым изменениям личностной структуры специалиста, что препятствует успешному осуществлению его профессиональной деятельности.

В связи с тем, что в педагогической деятельности интенсивность общения крайне высока, именно педагоги наряду с медиками и социальными работниками, наиболее подвержены риску эмоционального выгорания. К основным проявлениям синдрома эмоционального выгорания у педагогов относятся эмоциональная сухость, расширение сферы экономии эмоций, личностная отстраненность, агрессивность, игнорирование индивидуальных особенностей учащихся. Такая профессиональная деформация мешает полноценному управлению учебным процессом и отрицательно влияет на личностное развитие учащихся. Это и обуславливает особую актуальность своевременного выявления признаков эмоционального выгорания у педагогов.

Синдром эмоционального выгорания включает в себя три основные составляющие, выделенные К. Маслач: эмоциональную истощенность, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений.

Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой.

Деперсонализация предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда. В педагогической сфере деперсонализация предполагает бесчувственное, негуманное отношение к детям. Общение с ними становятся формальными, обезличенными; возникающие негативные установки могут поначалу иметь скрытый характер и проявляться во внутренне сдерживаемом раздражении, которое со временем прорывается наружу и приводит к конфликтам.

"Редукция профессиональных достижений - это возникновение у педагогов чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней".

Страницы: 1 2 3

Познавательно о обучении:

Содержание и анализ анкетирования учителей, РОдителей и учащихся
Нами были разработаны и проведены анкеты для родителей, практикующих учителей начальных классов и младших школьников. Анкета для родителей включает в себя вопросы, имеющих своей целью выяснить, довольны ли они преподаванием математики и видят ли они необходимость во внекласной деятельности. Анкета ...

Влияние праздника на статусное положение ребенка в группе
Массовые праздники вызывают сильные эмоциональные переживания и удобны для эффективной пропаганды, кроме того, повторяемость праздника как архаического элемента культуры позволяет внедрить данные эмоции и сопутствующую пропаганду в подсознание, сделать их привычными, органическими, создать определе ...

Деятельность правительства в области женского образования в эпоху Николая I
Первый из «особых комитетов», деятельность которых составляла типичную черту николаевской правительственной системы, был создан рескриптом 14 мая 1826 года для реорганизации «учебной части» в империи. Данный рескрипт на имя министра народного просвещения А.С. Шишкова начинался следующими словами Ни ...

Категории

Copyright © 2019 www.fiteducation.ru