Термин " учебная деятельность " сравнительно не нов в психологии и педагогике. Уже в 40-х гг. им воспользовались довольно деятельно. Можно сослаться на одну из сверкающих работ А. Н. Леонтьева " К вопросцу о сознательности учения " , написанную в 1944 г.; базовый труд известного психолога С. Рубинштейна " Основы общей психологии " . Тем не наименее, постоянное исследование учебной деятельности было предпринято лишь в 60-е годы. И, наиболее такого, 1-ые пробы когда-то основательно изучить, проверить этот вид деятельности человека встретили достаточно скептическое известие. Оно было обусловлено тем обстоятельством, что, в различие от труда, забавы, учебная деятельность представлялась довольно искусственной системой.
Выделим главные этапы развития подхода к учению как деятельности. В конце 50-х годов Д. Б. Эльконин выдвинул догадку о строении учебной деятельности, о ее смысле в психическом развитии малыша. Д. Б. Эльконин выделил два типа водящей деятельности: деятельность в системе " малыш - материальный объект " и деятельность в системе " малыш - зрелый ", где усваиваются цели, мотивы деятельности, нормы человечьих взаимоотношений. По его периодизации психического развития малыша учебная деятельность относится к группе деятельностей, " снутри которых проистекает изучение общественно выработанных методик действий с предметами и эталонов, выделяющих в предмете те или другие их стороны. Это деятельности в системе " малыш - публичный объект " .
Учебная деятельность является водящей в младшем школьном возрасте (7-10 лет). Особенность состоит в том, что ее итогом является модифицирование самого учащегося, а оглавление учебной деятельности содержится в овладении обобщенными методами действий в сфере научных мнений. Дальнейшее формирование эта догадка получила в работах Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова и их служащих при исследовании возрастных способностей усвоения познаний.
Рассмотрим некоторое количество определений учения, учебной деятельности, выдвинутых исследователями.
Так, по словам Л. Б. Ительсона " преподавание владеет пространство там, где деяния человека управляются намеренной целью изучить определенные познания, навыки, умения, формы поведения и виды деятельности " .
Учение - характерно человечная деятельность, при этом оно может быть только на той ступени развития психики человека, когда он способен выверять свои деяния намеренной целью. Учение предъявляет запросы к познавательным действиям ( память, смышленость, фантазия, упругость ума) и волевым качествам (управление интересом, регулирование эмоций и т. д.).
В учебной деятельности соединяются не лишь познавательные функции деятельности (восприятие, интерес, память, мышление, фантазия), но и потребности, мотивы, эмоции, свобода.
Основные свойства учебной деятельности:
1 - она умышленно ориентирована на изучение учебным материалом и заключение учебных задач;
- в ней осваиваются общие методы действий и научные мнения;
- общие методы деяния предваряют заключение задач;
- учебная деятельность ведет к изменениям в самом человеке - воспитаннике;
- проистекают конфигурации психических параметров и поведения обучающегося " в зависимости от итогов собственных личных действий " .
Оригинальную теорию учебной деятельности внес предложение В. В. Давыдов. " В процессе учебной деятельности человек воссоздаёт не лишь познания и умения, но и саму дееспособность обучаться, возникшую на определенном шаге развития сообщества " .
Главным итогом учебной деятельности в своем значении слова является создание у учащегося абстрактного сознания и мышления. Именно от сформированности абстрактного мышления, прибывающего на замену мышлению эмпирическому, зависит нрав всех приобретаемых в ходе предстоящего обучения познаний.
Познавательно о обучении:
Структура психологической защиты личности педагога
Мы выяснили, психологическая защита проявляется как реакция на разного рода угрозы, примерами которых в педагогической деятельности становятся напряженные ситуации и различные факторы, связанные с возможностью повышенного эмоционального реагирования. Условия деятельности становятся напряженной ситу ...
Андрагогические основы профессионального развития личности
Андрагогические основы профессионального развития закладываются в момент перехода личности из системы школьного обучения на следующий этап непрерывного образования. Для одних учащихся это обучение в вузе, для других - в колледже или профессионально-техническом училище. Согласно существующей социаль ...
Организация дидактических игр для развития словесно-логической памяти детей
старшего дошкольного возраста
Работа по развитию памяти в каждой группе проводиться на основе учёта возрастных и индивидуальных особенностей, психического развития в целом, а также текущих воспитательных задач. Однако есть методы, которые используются во всех возрастных группах. К таким методам относятся дидактические игры. Они ...