Леонтьев выделял мотивы разумеемые и действительно деятельные, осознаваемые и неосознаваемые, водящие и второстепенные. Все они находятся в деятельности младшего школьника. Но нужно распознавать мотивы, порождаемые самой учебной деловитостью, связанные конкретно с вхождением и действием учения, и мотивы, лежащие за пределами учебной деятельности (большие общественные или узколичные мотивы малыша). Установлено, что мотивы, связанные с самой учебной деловитостью, еще не являются в младшем школьном возрасте водящими. У них доминируют 3 группы мотивов:
1) большие общественные,
2) узко личностные
3) учебно-познавательные мотивы.
Широкие общественные мотивы младших школьников смотрятся как мотивы самосовершенствования (существовать культурным, развитым) и самоопределения (опосля школы возобновлять обучаться или действовать, выбрав профессию). Тот факт, что малыш понимает общественную значимость учения, формирует личностную подготовленность к школе и позитивные ожидания к ней как итог общественной установки. Эти мотивы выступают как разумеемые и соединены с дальними, отсроченными целями. К ним примыкают мотивы длинна и ответственности, какие поначалу не осознаются детками, но действительно действуют в форме честного исполнения заданий учителя, рвения подходить всем его потребностям. Однако эти мотивы присущи далековато не всем детям, что соединено с
1) неточным осознанием ответственности и безответственности в этом возрасте
2) некритичным отношением к себе и нередко — завышенной самооценкой.
Узколичные мотивы выступают в форме рвения заполучить неплохую отметку хоть какой ценой, снискать хвалу учителя или согласие родителей, избежать наказания, заполучить заслугу( мотивы благоденствия) или в форме хотения выделиться посреди ровесников, взять в долг определенное состояние в классе( престижные мотивы).
Учебно-познавательные мотивы напрямик заложены в самой учебной деятельности и соединены с вхождением и действием учения, с овладением до этого только методом деятельности. Они обнаруживаются в познавательных заинтересованностях, влечении справляться трудности в процессе знания, обнаруживать интеллектуальную энергичность. Развитие мотивов данной группы зависит от уровня познавательной потребности, с которой малыш прибывает в школу, и от уровня содержания и организации учебного процесса.
В базе мотивации, связанной с вхождением и действием учения, лежит познавательная надобность. Она рождается из наиболее ранешней ребяческой потребности в наружных впечатлениях и потребности в энергичности, имеющихся у малыша с первых дней жизни. Развитие познавательной потребности разнообразно у различных деток: у неких она проявлена ясно и перемещает " абстрактное " направленность, у остальных посильнее проявлена практическая ориентация, у третьих она вообщем чрезвычайно слабенькая.
В учении младших школьников завлекают эмоциональные моменты, наружная интересность урока, игровые моменты в нем и — в существенно наименьшей ступени — познавательная сторона. Но в исследованиях В. В. Давыдова найдено, что в экспериментальном обучении, когда интерес малыша обращается на возникновение, значение и сущность явлений, познавательный составляющую выступает наиболее ясно. Это означает, что для формирования познавательной мотивации огромное смысл владеет сам нрав учебной деятельности.
Учителю принципиально мочь распознавать энтузиазм к познанию и энтузиазм к какой-нибудь личной деятельности, делу. В главном случае малыша интересуют причинно-следственные дела, методы решения классов задач, объяснительные взгляды и т. п. В другом случае мы владеем дело с эмоциональным переживанием наслаждения от самих процедур чтения, письма, решения задач и т. д. Любовь к деятельности — предпосылка энтузиазма, но не сам познавательный энтузиазм, и тут в качестве мотива нередко выступает рвение к конкретному результату (хвале, получению определенного статуса в группе), т. е. к косвенным сравнительно самого учения целям. Другим мотивом делается рвение завладеть самим действием деятельности, и в этом случае он может позднее начать энтузиазм к теории, к основанию познания, к деятельности.
Познавательно о обучении:
Агрессия и педагогика
До сих пор отношения между психологией, психотерапией и психоанализом, с одной стороны, и педагогикой, с другой, складывались не совсем счастливо. Внедрение психологии в педагогику привело к тенденции патологизации не только детей, но и педагогов. Если ребенок не «приживается» в группе, плохо себя ...
Понятие "андрагогика", сущность андрагогики
Понятие "андрагогика" было введено в научный обиход в 1833 г. немецким историком педагогики А. Каппом. Выстроенное по аналогии со словом "педагогика", оно имеет греческое происхождение (андрос - мужчина, человек; агогейн - вести). Если переводить буквально, андрагогика - это &qu ...
Описание учебных задач и уточнение целей обучения
В ходе анализа (первые два шага этапа «Описание целей и условий обучения») описываются цели разработки учебных материалов, выявляются особенности целевой группы (контингент учащихся), уточняется совокупность используемых средств обучения. Всё готово к заключительному шагу первого этапа: описание уч ...