Общая характеристика речевого развития школьников с интеллектуальными нарушениями

Проблема подготовки учащихся к жизни выступает как главная, ведущая, не только в массовой общеобразовательной школе, но и в специальной коррекционной. Одной из составных частей этой проблемы является формирование устной и письменной речи учащихся, как средства общения. Задача развития речи особенно сложна и ответственна в специальной коррекционной школе, т. к. формирование речи умственно отсталых детей затруднено в связи с недоразвитием их познавательной деятельности, нередко осложнённой недоразвитием слухового и речедвигательного анализаторов. Согласно экспериментальным данным А.Р. Лурия, В.И. Лубовского, А. И. Мещерякова и других, патологически изменённые процессы высшей нервной деятельности учащихся с интеллектуальной недостаточностью обуславливают недостаточность и своеобразие их речевого развития.

При этом особенности речевого развития проявляются не только в запаздывании речи, но и в характере её формирования.

Процесс речевого развития детей с интеллектуальной недостаточностью протекает иначе, чем у нормально развивающихся сверстников. У умственно отсталых детей дошкольного возраста не возникает обобщений. Они усваивают по подражанию отдельные слова – названия обиходных предметов, часто повторяющихся действий и простые конструкции предложений. Из-за нарушения коркового анализа и синтеза в пределах слухового и речедвигательного анализаторов они с трудом овладевают произносительной стороной речи. Они часто не в состоянии понять абстрактность присущую грамматическим понятиям, вычленить типичные признаки изучаемого языкового факта и установить между ними должные связи.

У умственно отсталых детей речевые нарушения носят системный характер, т.е. страдает речь как целостная функциональная система. При умственной отсталости нарушаются все компоненты речи: её фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй Особенность речевых расстройств у таких детей состоит в том, что преобладающим в их структуре является семантический дефект.

У детей с нарушением интеллекта отмечается несформированность как импрессивной, так и экспрессивной речи. В большинстве случаев у учащихся специальной коррекционной школы наблюдаются нарушения письменной речи.

Речь таких детей примитивна, шаблонна, недостаточно точна.

Особенно беден, ограничен их словарь. Речи умственно отсталых учащихся не свойственны слова различных грамматических категорий, обозначающих абстрактные понятия. Очень редко они употребляют наречия, глаголы с приставками, союзы, особенно подчинительные, предлоги, «избегают» употреблять имена прилагательные. Неправильное понимание и неточное употребление слов умственно отсталыми детьми препятствует изучению ими грамматики, ибо «изучение грамматического строя языка без учёта лексической стороны, без учёта взаимодействия лексических и грамматических значений» – невозможно».

Дефекты лексики, произношения, грамматического строя, неумение связно излагать мысли затрудняют процесс обучения умственно отсталого ребёнка грамоте. Нарушение речи препятствует полноценному общению с людьми, приводит к речевой замкнутости, неуверенности в себе. Поэтому своевременное преодоление нарушений речи – залог успешного обучения умственно отсталых детей по всем предметам.

Познавательно о обучении:

Возможности инструментальных средств Microsoft Office и программы Macromedia Flash для создания ЦОР
Общее название программных средств, предназначенных для создания, редактирования и форматирования простых и текстовых документов, - текстовые процессоры. В настоящее время в России наибольшее распространение имеет текстовый процессор Microsoft Word. Microsoft Word (часто — MS Word, WinWord или прос ...

Проблемы методов стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся в условиях ФГОС начального общего образования
В связи с быстрыми темпами развития всех сфер деятельности человека встал вопрос об изменении структуры образовательных стандартов. Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования (ФГОС НОО) нового поколения приняты 6 октября 2009 года (Приказ № 373 Министерства ...

Методология школьного эксперимента. Мысленный эксперимент. Гипотеза. Теория
Знания о физическом научном эксперименте формируются прежде всего в процессе ознакомления школьников с историческими опытами. Чтобы оно было эффективным, требуется выполнение ряда условий. Следует знакомить учащихся с такими историческими опытами, которые в развитии физики сыграли значительную роль ...

Категории

Copyright © 2020 www.fiteducation.ru