Общая характеристика речевого развития школьников с интеллектуальными нарушениями

Проблема подготовки учащихся к жизни выступает как главная, ведущая, не только в массовой общеобразовательной школе, но и в специальной коррекционной. Одной из составных частей этой проблемы является формирование устной и письменной речи учащихся, как средства общения. Задача развития речи особенно сложна и ответственна в специальной коррекционной школе, т. к. формирование речи умственно отсталых детей затруднено в связи с недоразвитием их познавательной деятельности, нередко осложнённой недоразвитием слухового и речедвигательного анализаторов. Согласно экспериментальным данным А.Р. Лурия, В.И. Лубовского, А. И. Мещерякова и других, патологически изменённые процессы высшей нервной деятельности учащихся с интеллектуальной недостаточностью обуславливают недостаточность и своеобразие их речевого развития.

При этом особенности речевого развития проявляются не только в запаздывании речи, но и в характере её формирования.

Процесс речевого развития детей с интеллектуальной недостаточностью протекает иначе, чем у нормально развивающихся сверстников. У умственно отсталых детей дошкольного возраста не возникает обобщений. Они усваивают по подражанию отдельные слова – названия обиходных предметов, часто повторяющихся действий и простые конструкции предложений. Из-за нарушения коркового анализа и синтеза в пределах слухового и речедвигательного анализаторов они с трудом овладевают произносительной стороной речи. Они часто не в состоянии понять абстрактность присущую грамматическим понятиям, вычленить типичные признаки изучаемого языкового факта и установить между ними должные связи.

У умственно отсталых детей речевые нарушения носят системный характер, т.е. страдает речь как целостная функциональная система. При умственной отсталости нарушаются все компоненты речи: её фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй Особенность речевых расстройств у таких детей состоит в том, что преобладающим в их структуре является семантический дефект.

У детей с нарушением интеллекта отмечается несформированность как импрессивной, так и экспрессивной речи. В большинстве случаев у учащихся специальной коррекционной школы наблюдаются нарушения письменной речи.

Речь таких детей примитивна, шаблонна, недостаточно точна.

Особенно беден, ограничен их словарь. Речи умственно отсталых учащихся не свойственны слова различных грамматических категорий, обозначающих абстрактные понятия. Очень редко они употребляют наречия, глаголы с приставками, союзы, особенно подчинительные, предлоги, «избегают» употреблять имена прилагательные. Неправильное понимание и неточное употребление слов умственно отсталыми детьми препятствует изучению ими грамматики, ибо «изучение грамматического строя языка без учёта лексической стороны, без учёта взаимодействия лексических и грамматических значений» – невозможно».

Дефекты лексики, произношения, грамматического строя, неумение связно излагать мысли затрудняют процесс обучения умственно отсталого ребёнка грамоте. Нарушение речи препятствует полноценному общению с людьми, приводит к речевой замкнутости, неуверенности в себе. Поэтому своевременное преодоление нарушений речи – залог успешного обучения умственно отсталых детей по всем предметам.

Познавательно о обучении:

Врачебно-педагогическая характеристика школьников с ослабленным здоровьем
Основным критерием отбора в различные группы является состояние здоровья учеников. Определяет соответствующую группу врач при обязательном участии педагога. При оценке состояния здоровья школьников следует проверить характер отклонений в деятельности организма. Методика обследования включает следую ...

Мастерство учителя в управлении учебно-воспитательным процессом
Что должны знать студенты: формы и структуру групповых дел и групповой деятельности; приемы прогнозирования взаимодействия с воспитуемым; цели, задачи учебной работы и способы их реализации; взаимосвязь культуры педагогического труда и педмастерства на уроке. Что должны уметь студенты: управлять св ...

Профессионально-значимые свойства и качества личности учителя. Самодиагностика профессионально-личных качеств
Кто смотрит на себя, свой видит лик, Кто видит лик свой, цену себе знает, Кто знает цену, строг к себе бывает, Кто строг к себе, тот истинно велик. П. Гренгор, французкий поэт 1. Тест «Профессиональное мастерство» 2. «Карта личности педагога» 3. Профессионально значимые качества личности педагога П ...

Категории

Copyright © 2025 www.fiteducation.ru