Важность овладения учащимися с интеллектуальной недостаточностью русским языком объясняется не только тем, что он является предметом изучения, но также и тем, что язык выступает средством общения и изучения всех других учебных предметов. В настоящее время в отечественной специальной педагогике сложился такой подход к обучению детей с интеллектуальным недоразвитием, который не столько ориентирует учителя на формирование совокупности знаний, умений и навыков учащихся, сколько нацелен на коррекцию их познавательной деятельности, «перевод» её на качественно новый уровень с учётом возможностей, типологических и индивидуальных особенностей школьников.
Данный подход приобрёл принцип коррекционно-развивающего обучения школьников с нарушениями интеллекта, поскольку он обеспечивает оптимальное сочетание коррекционных и обучающих мероприятий.
Этот принцип оказывается особенно востребованным при разработке проблемы овладения языком и речью учащимися коррекционной школы VIII вида. Основной курс грамматики в специальной коррекционной школе изучается в старших (5 – 9) классах. При этом имеется в виду, что учащиеся усваивают лишь элементы грамматических знаний, имеющих значение для выработки практических навыков речи, прежде всего навыков грамотного письма.
Овладение даже элементарным курсом грамматики и правописания требует достаточного уровня развития процессов анализа, синтеза, сравнения, обобщения. На коррекцию этих мыслительных процессов направлено обучение русскому языку в специальной коррекционной школе. Специальные психолого-педагогические исследования и опыт коррекционных школ показали, что учащиеся старших классов имеют такой уровень развития мышления и речи, который даёт возможность усвоить грамматические знания, несмотря на их абстрактность. Особенности усвоения школьниками с интеллектуальными нарушениями грамматических сведений, конечно, создают большие трудности для учителя в преподавании русского языка. Однако, было бы неправильным делать вывод о полной невозможности овладения грамматическими категориями учащимися школы VIII вида. Опыт показывает, что при условии рациональной дозировки учебного материала и применении соответствующих приёмов, грамматические понятия, не смотря на их абстрактность, усваиваются школьниками и оказывают практическую помощь в выработке у них необходимых умений речевой деятельности.
Самого серьёзного продумывания требует вопрос о способах объяснения умственно отсталым учащимся изучаемых ими грамматических явлений. Осмысливание любого грамматического факта, проникновение в суть его закономерностей, представляет собой весьма сложный процесс умственной деятельности: школьники с интеллектуальными нарушениями, естественно, испытывают в данном случае большие затруднения.
Выше перечисленные проблемы определяют необходимость решения вопросов, связанных с особенностями усвоения грамматических понятий умственно отсталыми школьниками и отбором приёмов объяснения им языковых фактов и закономерностей, что определило актуальность данного исследования.
Цель исследования – разработать систему изучения грамматической темы: «Родовые окончания имён прилагательных», обеспечивающую сознательное усвоение учащимися 6 класса с(к) школы VIII вида данной грамматической категории.
Объект педагогического исследования – усвоение родовых окончаний имён прилагательных учащимися 6 класса специальной (коррекционной) школы.
Предмет исследования – педагогический процесс формирования понятия о родовых окончаниях имён прилагательных у учащихся с интеллектуальным недоразвитием.
Гипотезой исследования является – усвоение родовых окончаний имён прилагательных учащимися 6 класса специальной (коррекционной) школы возможно при условии проведения системы занятий с опорой на наглядно-практическую деятельность
Задачи исследования:
Проанализировать научно-методическую литературу.
Разработать систему заданий по данной теме, при которой учащиеся 6 класса достаточно глубоко и прочно овладели бы навыком правописания родовых окончаний имён прилагательных.
Проверить эффективность разработанной системы в ходе экспериментального исследования.
Связать изучение имени прилагательного, как грамматической темы, с работой по активизации и уточнению словаря.
Обеспечить активность и самостоятельность учащихся при выполнении ими разнообразных упражнений по данной теме.
Организация исследования.
Базой выпускной квалификационной работы стала специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида г. Задонска, Липецкой области.
Познавательно о обучении:
Речь как основное средство педагогического взаимодействия. Развитие коммуникативных
способностей педагога
Преподавателю слово дано не для того, чтобы усыпить свою мысль, а чтобы будить чужую. В.О. Ключевский Речь как основное средство педагогического взаимодействия 2. Упражнения на развитие фонационного дыхания 3. Упражнения на развитие голоса 4. Упражнения на развитие выразительности речи 5. Упражнени ...
Особенности форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей в Российской Федерации
Семейным законодательством Российской Федерации предусмотрены несколько форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – это усыновление, опека (попечительство), приемная семья, устройство в государственные учреждения. Этот список не полный, так как законодатель дает возмож ...
Конспект на тему: "Конституция России – основной закон нашего
государства"
Форма урока: лекция Цель урока: сформировать у учащихся представление о государстве, рассмотреть его признаки и формы правления. Структура урока: организационный момент; изучение нового материала; закрепление нового материала; домашнее задание. Материалы к уроку: Конституция РФ. Текст лекции. 1. По ...