Система работы по усвоению родовых окончаний имён прилагательных учащимися 6 класса специальной коррекционной школы VIII вида

Новая педагогика » Система работы по усвоению родовых окончаний имён прилагательных учащимися 6 класса специальной коррекционной школы VIII вида

Важность овладения учащимися с интеллектуальной недостаточностью русским языком объясняется не только тем, что он является предметом изучения, но также и тем, что язык выступает средством общения и изучения всех других учебных предметов. В настоящее время в отечественной специальной педагогике сложился такой подход к обучению детей с интеллектуальным недоразвитием, который не столько ориентирует учителя на формирование совокупности знаний, умений и навыков учащихся, сколько нацелен на коррекцию их познавательной деятельности, «перевод» её на качественно новый уровень с учётом возможностей, типологических и индивидуальных особенностей школьников.

Данный подход приобрёл принцип коррекционно-развивающего обучения школьников с нарушениями интеллекта, поскольку он обеспечивает оптимальное сочетание коррекционных и обучающих мероприятий.

Этот принцип оказывается особенно востребованным при разработке проблемы овладения языком и речью учащимися коррекционной школы VIII вида. Основной курс грамматики в специальной коррекционной школе изучается в старших (5 – 9) классах. При этом имеется в виду, что учащиеся усваивают лишь элементы грамматических знаний, имеющих значение для выработки практических навыков речи, прежде всего навыков грамотного письма.

Овладение даже элементарным курсом грамматики и правописания требует достаточного уровня развития процессов анализа, синтеза, сравнения, обобщения. На коррекцию этих мыслительных процессов направлено обучение русскому языку в специальной коррекционной школе. Специальные психолого-педагогические исследования и опыт коррекционных школ показали, что учащиеся старших классов имеют такой уровень развития мышления и речи, который даёт возможность усвоить грамматические знания, несмотря на их абстрактность. Особенности усвоения школьниками с интеллектуальными нарушениями грамматических сведений, конечно, создают большие трудности для учителя в преподавании русского языка. Однако, было бы неправильным делать вывод о полной невозможности овладения грамматическими категориями учащимися школы VIII вида. Опыт показывает, что при условии рациональной дозировки учебного материала и применении соответствующих приёмов, грамматические понятия, не смотря на их абстрактность, усваиваются школьниками и оказывают практическую помощь в выработке у них необходимых умений речевой деятельности.

Самого серьёзного продумывания требует вопрос о способах объяснения умственно отсталым учащимся изучаемых ими грамматических явлений. Осмысливание любого грамматического факта, проникновение в суть его закономерностей, представляет собой весьма сложный процесс умственной деятельности: школьники с интеллектуальными нарушениями, естественно, испытывают в данном случае большие затруднения.

Выше перечисленные проблемы определяют необходимость решения вопросов, связанных с особенностями усвоения грамматических понятий умственно отсталыми школьниками и отбором приёмов объяснения им языковых фактов и закономерностей, что определило актуальность данного исследования.

Цель исследования – разработать систему изучения грамматической темы: «Родовые окончания имён прилагательных», обеспечивающую сознательное усвоение учащимися 6 класса с(к) школы VIII вида данной грамматической категории.

Объект педагогического исследования – усвоение родовых окончаний имён прилагательных учащимися 6 класса специальной (коррекционной) школы.

Предмет исследования – педагогический процесс формирования понятия о родовых окончаниях имён прилагательных у учащихся с интеллектуальным недоразвитием.

Гипотезой исследования является – усвоение родовых окончаний имён прилагательных учащимися 6 класса специальной (коррекционной) школы возможно при условии проведения системы занятий с опорой на наглядно-практическую деятельность

Задачи исследования:

Проанализировать научно-методическую литературу.

Разработать систему заданий по данной теме, при которой учащиеся 6 класса достаточно глубоко и прочно овладели бы навыком правописания родовых окончаний имён прилагательных.

Проверить эффективность разработанной системы в ходе экспериментального исследования.

Связать изучение имени прилагательного, как грамматической темы, с работой по активизации и уточнению словаря.

Обеспечить активность и самостоятельность учащихся при выполнении ими разнообразных упражнений по данной теме.

Организация исследования.

Базой выпускной квалификационной работы стала специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида г. Задонска, Липецкой области.

Познавательно о обучении:

Расчет экономических затрат на занятие по преобразовательной деятельности учащихся
Себестоимость в основном определяется затратами на материалы, электроэнергию и оплату труда. Плановая калькуляция на проведение урока, 2 учебных часа (90 мин.) № Материал На 1 чел. Цена (руб.) Расход Затраты на материал 1 Ткань хлопковая, 1 м 40 руб. 50 грамм 40 руб. 2 Тесьма, 1 м 30 руб. 50 грамм ...

Проблемы методов стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся в условиях ФГОС начального общего образования
В связи с быстрыми темпами развития всех сфер деятельности человека встал вопрос об изменении структуры образовательных стандартов. Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования (ФГОС НОО) нового поколения приняты 6 октября 2009 года (Приказ № 373 Министерства ...

Организация и методы изучения воображения
Исследование проводилось в Муниципальном специальном «коррекционном» образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. «Барнаульская специальная «коррекционная» общеобразовательная школа интернат № 4 V вида», в период с 1сентября 2008 по 20 мая 2009г. ...

Категории

Copyright © 2020 www.fiteducation.ru