Форма урока: лекция
Цель урока: сформировать у учащихся представление о государстве, рассмотреть его признаки и формы правления.
Структура урока:
организационный момент;
изучение нового материала;
закрепление нового материала;
домашнее задание.
Материалы к уроку: Конституция РФ.
Текст лекции.
1. Понятие Конституции
Конституции – (Constitutio – установление) – Основной закон государства, закрепляющий главные начала государственного строя данной страны.
|
Отличается особым порядком и особым содержанием! Охватывает все стороны жизни общества политическую, экономическую, социальную и другие, носит всеохватывающий характер носит учредительный характер, свободна от правовых ограничений |
Акты римской императорской власти начинались словами «rem publicam constituire»
Первая российская и советская Конституция – Конституция 1918 года.
2. Признаки Конституции
Конституция – основной закон, особые юридические свойства, обладает верховенством на территории РФ, служит юридической базой, ядром правовой системы государства.
|
Основополагающие общественные отношения регулируются конституционными нормами Подчинение Конституции субъектов общественной жизни Остальные нормативные акты строятся на ее основе Всеобщность (нет неотрегулируемых сторон жизни) |
Указывает на необходимость принятия соответствующих федеральных законов
Нормативный акт прямого действия
Специальный порядок принятия и изменения
Особая охрана Конституции
Гарант Конституции – Президент (может приостанавливать любой закон, противоречащий Конституции.
Конституционный суд:
– рассматривает дела о соответствии Конституции,
А) федеральных законов, нормативных актов Президента, Федерального собрания, Правительства.
Б) Конституций и нормативных актов Субъектов Федерации,
В) Договоров между органами Государственной власти федерации и субъектов.
Г) не вступивших в силу международных договоров РФ.
– разрешает споры о компетенции:
А) между федеральными органами государственной власти,
Б) между органами государственной власти РФ и ее субъектов,
В) Между высшими органами государственной власти субъектов РФ
– рассматривает дела по жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан, или по запросам судов проверяет конституционность закона, подлежащего применению в конкретном деле,
– дает толкование Конституции Российской Федерации
Конституции республик строятся на основе федеральной Конституции.
3. Особенности принятия Конституции
1. Особый порядок принятия:
Референдум всего народа
Представители от имени народа
|
Первые Конституции | ||
|
США |
Польша |
Франция |
|
1787 |
1791 |
1791 |
|
Депутаты | ||
|
РФ |
1993 – Всенародный референдум | |
Познавательно о обучении:
Применение софизмов на уроках математики
Проанализировав соответствующую методическую литературу и задачники, содержащие софизмы, можно сделать вывод, что, во-первых, из всего множества софизмов, далеко не каждый можно использовать на уроке, а во-вторых, в литературе нет строгого разделения ошибочных рассуждений на те, которые можно испол ...
Контроль как раздел методической работы в ДОУ
Актуальность проблемы подготовки высококвалифицированного, свободно мыслящего, активно действующего воспитателя на современном этапе в связи с возрождающимся подходом к человеку как самоценности очевидна для всех. Помочь воспитателю овладеть новым педагогическим мышлением, готовностью к решению сло ...
Интернатное учреждение - форма устройства детей группы риска
Указ Президента РФ от 01.06.1991 г. «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е гг.» стал юридическим актом создания в стране социальных приютов, гостиниц для детей и подростков, медико-педагогических школ. Приказом министра со ...