Усвоение новых знаний по грамматике должно осуществляться с опорой на ранее изученные понятия, сформированные умения. С этой целью учитель может использовать различные приёмы: проверить домашнее задание и связать эту проверку с сообщением новых сведений по теме; провести беседу для актуализации знаний учащихся; организовать выполнение практического задания, в процессе чего повторить с детьми то, что они уже знают, и подвести к восприятию нового.
Подготовительная работа должна быть организована так, чтобы в памяти учеников актуализировались только основные, существенные связи, без которых не возможно усвоение нового.
Любой новый материал требует от учеников предельной концентрации внимания, тем более, если новая грамматическая тема очень сложная. В этом случае домашнее задание, не связанное с вновь изучаемой темой, лучше не проверять фронтально. Всё внимание детей должно быть сосредоточено на существенных признаках, которые лягут в основу восприятия нового.
Умственно отсталые учащиеся испытывают значительные трудности при усвоении каждой конкретной темы. Поэтому учитель выбирает такие методы и формы работы, которые бы способствовали предупреждению и устранению этих трудностей.
Прежде чем приступить к объяснению нового для учащихся грамматического явления, следует иметь в виду общее дидактическое положение, указывающее, что «восприятие нового материала учащимися происходит с достаточной точностью в тех случаях, когда оно опирается на ранее усвоенные знания и на их практический опыт».
Переход к изложению нового материала должен быть тщательно организован. Это прежде всего касается подбора примеров, на основе анализа которых и будет сформировано новое понятие. В специальной методике обучения русскому языку сформулированы следующие требования к языковому материалу, на основе которого организуется знакомство с новым материалом:
Так как умственно отсталые школьники с большим трудом осмысливают и усваивают абстрактный материал, при объяснении нового грамматического явления следует начинать наблюдение над такими примерами, в которых легко усмотреть конкретную основу изучаемой языковой категории. Предлагаемые для анализа примеры должны точно соответствовать первоначальному определению понятия.
Первоначальное ознакомление с грамматическим явлением, если позволяет языковой материал, целесообразнее осуществлять на основе таких слов, в которых чётко прослеживается единство их лексического и грамматического значений. Вот почему в отличие от массовой школы, в специальной - сначала изучают число имён существительных, а не их род: семантика числа – единичность или множественность на основе тех слов, которые изучаются в 5 классе, - обозначается в грамматике определённым окончанием. Род имён существительных сначала раскрывается на таких словах, где лексические и грамматические признаки совпадают (лев – львица, учитель - учительница и др.). Это даёт возможность учащимся осмыслить сущность данного грамматического понятия и соответствующего термина на основе конкретного значения этого термина (учитель – мужчина, поэтому данное существительное мужского рода). Попутно даётся другой, дополнительный признак, по которому можно различать род имён существительных (постановка вспомогательных слов: он, мой; она, моя; оно, моё). Затем используется сочетание слов, где нет такого совпадения (мост, весна и т. д.), и определяется женский и мужской род существительных. И лишь потом ученики узнают о существительных среднего рода, несмотря на то, что подготовка к усвоению категории рода осуществлялась в младших классах.
Языковые средства должны быть доступны детям по значению и структуре, иначе необходимость разъяснения семантики примеров или сложное их проговаривание отвлечёт школьников от логики анализа тех признаков, которые свойственны грамматическому явлению.
При анализе языкового материала нельзя нарушать принцип научности. В связи с этим приходится так организовывать наблюдение детей за языковыми признаками, чтобы не искажать подлинный смысл изучаемого явления и, вместе с тем, исключить всё то, что может быть недоступно школьникам.
Познавательно о обучении:
Проблема адаптации ребенка к школе
В течение последних лет в отечественной педагогике и психологии наблюдается повышенный интерес к проблеме адаптации ребенка к школе. «Младший школьный возраст - начало школьной жизни. Учебная деятельность становится для ребенка ведущей. В этот период у него возникает сознание себя как существа соци ...
Самостоятельное планирование и проведение индивидуальной
коррекционно-образовательной деятельности по заданию логопеда
Конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения с использованием коррекционно-развивающей компьютерной программы « Игры для Тигры» (подготовительный этап) Цель: коррекция звукопроизношения и воспитание культуры речевого общения. Задачи: -укрепление и совершенствование артикуляционно ...
Содержание работы по ознакомлению детей с родным городом
Работа по воспитанию любви и привязанности к своему городу требует большой опоры на когнитивную сферу ребенка, на воображение и память. В базисной программе «Пралеска. Воспитание и обучение детей в дошкольном учреждении»
отмечается, что четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, ...