Формирование понятия об имени прилагательном начинается с повторения знаний учащихся о признаках предмета. Для этого учащиеся под руководством учителя устанавливают, что каждый предмет имеет не один, а несколько признаков, что признаки характеризуют предметы с разных сторон, что один и тот же признак может быть у разных предметов, и признаки могут быть противоположного значения. На практическом материале учащиеся восстанавливают в памяти, что слова, обозначающие признаки предмета и отвечающие на вопросы: какой? какая? какое? какие? – это имена прилагательные.
Например:
На столе у учителя лежат: сахар, лента, яблоко, тетради.
Вопросы классу:
- Что у меня в руке? (Слово сахар записывается на доске).
-Что вы можете сказать о сахаре? Какой он? (К слову сахар записываются слова: сладкий, белый, твёрдый,).
Подобные вопросы ставятся при рассмотрении остальных предметов. В итоге на доске получается запись.
Сахар ( _ ) сладкий, белый, твёрдый.
Лента ( _) шёлковая, синяя, узкая, длинная.
Яблоко ( _) спелое, сочное, сладкое, румяное.
Тетради ( _ ) новые, чистые, ученические.
- Названиями чего являются слова сахар, лента, яблоко, тетради?
- Как вы узнали, что все они предметы?
- На какой вопрос отвечают слова: сладкий, белый, твёрдый? (Вопрос какой? записывается в скобках и т. д.).
- Что обозначают слова, отвечающие на вопросы: какой? какая? какое? какие?
В процессе выполнения упражнений по определению признаков предмета и постановки к ним вопроса, учащиеся 6 класса вспоминают, что слова, обозначающие признаки предмета и отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие? – это имена прилагательные.
Эти наблюдения над лексическим значением имён прилагательных предваряют усвоение грамматического значения и грамматических форм имени прилагательного как части речи.
При определении методических приёмов нужно учитывать особенность этой части речи, которая заключается в зависимости прилагательного от имени существительного. Эта зависимость не только смысловая, но и грамматическая. Смысловую зависимость можно показать при формировании понятия, а грамматическую позже, при изучении грамматических признаков имени прилагательного.
Задание №1.
К существительным из левого столбика подобрать подходящие по смыслу прилагательные из правого столбика.
Декабрь (какой?) Линейка (какая?) Лицо (какое?) Каникулы (какие?) |
длинная, деревянная, ученическая школьные, зимние, радостные снежный, морозный, хмурый румяное, симпатичное, приветливое |
Задание №2.
К существительным подобрать подходящие по смыслу прилагательные из скобок.
Подстаканник, ландыш (серебристый, серебряный).
Переход, день (трудный, трудовой).
Рассада, капуста (цветная, цветочная).
Забота, весна (дружная, дружеская).
Для закрепления понятия о том, что прилагательное характеризует предмет, т. е. относится к существительному, учащимся предлагается обозначить эту связь так:
Далее основное внимание учитель обращает на зависимость прилагательного от существительного. Учащиеся должны научиться анализировать предложения, улавливать связи согласования прилагательного с существительным, научиться находить словосочетания прилагательного с существительным.
Установление связей и зависимостей является для умственно отсталых школьников чрезвычайно сложным действием. Здесь всё будет решать количество разнообразных упражнений на установление связей между словами, определённая последовательность их и система. Нужна и специальная система упражнений в составлении предложений с именами прилагательными.
В начале предлагается текст, в котором учащиеся находят имена прилагательные и слова, от которых ставится вопрос, отмечая их значком ×.
какое? × какое? ×
Познавательно о обучении:
Психолого-педагогические основы изучения понятия одарённость
Под одарённостью ребёнка понимается более высокое, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления. Понятие "одарённость" происходит от слова "дар". Таким образом, одаренность – это дар и означает особо благопри ...
Выявления исходного уровня сформированности представлений
детей старшего дошкольного возраста о закономерностях в природе методом экспериментирования
Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о закономерностях в природе методом экспериментирования, мы решили выявить уровень сформированности представлений детей старшего дошкольного возраста о закономерностях в пр ...
Особенности мышления детей старшего дошкольного возраста
Заслуга введения особенностей развития познавательных процессов мышления у дошкольников принадлежит Жану Пиаже. Он применил структурный анализ к развитию детского интеллекта. Пиаже систематически исследовал, каким образом ребенок последовательно становится способным мыслить различные структуры, и с ...