Экспериментальная система работы по изучению темы: «Имя прилагательное. Родовые окончания имён прилагательных»

Новая педагогика » Система работы по усвоению родовых окончаний имён прилагательных учащимися 6 класса специальной коррекционной школы VIII вида » Экспериментальная система работы по изучению темы: «Имя прилагательное. Родовые окончания имён прилагательных»

Страница 1

Формирование понятия об имени прилагательном начинается с повторения знаний учащихся о признаках предмета. Для этого учащиеся под руководством учителя устанавливают, что каждый предмет имеет не один, а несколько признаков, что признаки характеризуют предметы с разных сторон, что один и тот же признак может быть у разных предметов, и признаки могут быть противоположного значения. На практическом материале учащиеся восстанавливают в памяти, что слова, обозначающие признаки предмета и отвечающие на вопросы: какой? какая? какое? какие? – это имена прилагательные.

Например:

На столе у учителя лежат: сахар, лента, яблоко, тетради.

Вопросы классу:

- Что у меня в руке? (Слово сахар записывается на доске).

-Что вы можете сказать о сахаре? Какой он? (К слову сахар записываются слова: сладкий, белый, твёрдый,).

Подобные вопросы ставятся при рассмотрении остальных предметов. В итоге на доске получается запись.

Сахар ( _ ) сладкий, белый, твёрдый.

Лента ( _) шёлковая, синяя, узкая, длинная.

Яблоко ( _) спелое, сочное, сладкое, румяное.

Тетради ( _ ) новые, чистые, ученические.

- Названиями чего являются слова сахар, лента, яблоко, тетради?

- Как вы узнали, что все они предметы?

- На какой вопрос отвечают слова: сладкий, белый, твёрдый? (Вопрос какой? записывается в скобках и т. д.).

- Что обозначают слова, отвечающие на вопросы: какой? какая? какое? какие?

В процессе выполнения упражнений по определению признаков предмета и постановки к ним вопроса, учащиеся 6 класса вспоминают, что слова, обозначающие признаки предмета и отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие? – это имена прилагательные.

Эти наблюдения над лексическим значением имён прилагательных предваряют усвоение грамматического значения и грамматических форм имени прилагательного как части речи.

При определении методических приёмов нужно учитывать особенность этой части речи, которая заключается в зависимости прилагательного от имени существительного. Эта зависимость не только смысловая, но и грамматическая. Смысловую зависимость можно показать при формировании понятия, а грамматическую позже, при изучении грамматических признаков имени прилагательного.

Задание №1.

К существительным из левого столбика подобрать подходящие по смыслу прилагательные из правого столбика.

Декабрь (какой?)

Линейка (какая?)

Лицо (какое?)

Каникулы (какие?)

длинная, деревянная, ученическая

школьные, зимние, радостные

снежный, морозный, хмурый

румяное, симпатичное, приветливое

Задание №2.

К существительным подобрать подходящие по смыслу прилагательные из скобок.

Подстаканник, ландыш (серебристый, серебряный).

Переход, день (трудный, трудовой).

Рассада, капуста (цветная, цветочная).

Забота, весна (дружная, дружеская).

Для закрепления понятия о том, что прилагательное характеризует предмет, т. е. относится к существительному, учащимся предлагается обозначить эту связь так:

Далее основное внимание учитель обращает на зависимость прилагательного от существительного. Учащиеся должны научиться анализировать предложения, улавливать связи согласования прилагательного с существительным, научиться находить словосочетания прилагательного с существительным.

Установление связей и зависимостей является для умственно отсталых школьников чрезвычайно сложным действием. Здесь всё будет решать количество разнообразных упражнений на установление связей между словами, определённая последовательность их и система. Нужна и специальная система упражнений в составлении предложений с именами прилагательными.

В начале предлагается текст, в котором учащиеся находят имена прилагательные и слова, от которых ставится вопрос, отмечая их значком ×.

какое? × какое? ×

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Познавательно о обучении:

Общая характеристика предмета «Русский язык»
Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам. Обучение русскому языку в на ...

Конспект на тему: "Конституция России – основной закон нашего государства"
Форма урока: лекция Цель урока: сформировать у учащихся представление о государстве, рассмотреть его признаки и формы правления. Структура урока: организационный момент; изучение нового материала; закрепление нового материала; домашнее задание. Материалы к уроку: Конституция РФ. Текст лекции. 1. По ...

Значение родного языка в общем развитии ребенка
Изложенные выше идеи В.В.Аршавского восходят к некоторым классическим трудам отечественных лингвистов. Так в статье «Язык и народность». А.А.Потебня, который занимался вопросами взаимодействия языка и мышления, языка и творчества, языка и народа, писал, что нормальная мысль может возникнуть лишь пр ...

Категории

Copyright © 2021 www.fiteducation.ru