В данной группе заболёваний наиболее часто встречаются нарушения в формировании позвоночника (нарушение осанки и сколиоз). В большинстве случаев нарушения осанки являются приобретенными. Чаще всего эти отклонения встречаются у детей астенического телосложения, физически слабо развитых. Неправильная осанка способствует развитию ранних дегенеративных изменений в межпозвоночных дисках и создает неблагоприятные условия для функционирования органов грудной клетки и брюшной полости.
Чем раньше выявлено нарушение осанки, тем легче его исправить. Определяя нарушения осанки, необходимо проверить высоту размещения - плечевых линий, нижних углов лопаток и отставание их от грудной клетки; форму просветов, образованных внутренними поверхностями рук и туловища. Для простоты определения вида нарушений осанки предлагается таблица, в которой перечислены признаки различных отклонений осанки от нормы (таблица 3.1).
В процессе физической подготовки необходимо соизмерять физические нагрузки в первую очередь с общей функциональной способностью организма и особенностями, связанными с основным заболеванием. При деформации грудной клетки следует осторожно использовать упражнения, создающие нагрузку для сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а при деформации ног умеренно использовать упражнения с подъемом тяжестей, длительную ходьбу или бег.
В занятия включают упражнения у гимнастической стенки, с набивными мячами, с гимнастической палкой, с резиновыми амортизаторами, упражнения на вытяжение; занятия на тренажерах - для развития мышечного корсета (в исходном положении лежа на спине, лежа на спине с небольшим подъемом таза, чтобы исключить компрессию на позвоночник; после занятий - вытяжение на гимнастической стенке), а также плавание способом брасс (включение плавания в ластах, с лопаточками, резиновых кругах на ногах и др.). Лечебная гимнастика проводится в исходном положении лежа, на четвереньках и сидя, следует избегать нагрузок на позвоночник, особенно выполнять упражнения с гантелями в положении стоя, прыжки и подскоки.
Таблица 3.1.
Клинические симптомы различных типов нарушения осанки
|
Вид нару-шения осанки |
Положение головы |
Положение плечевых линий |
Положение лопаток |
Положение остистых отростков позвонков |
Форма грудной клетки |
Форма живота |
Положение таза |
Тре-угольник талии (контуры) |
|
Сколиоз |
Наклонена в одну из сторон |
Асимметрия (чаще пра- ваяя ниже) |
Асимметрия (лопатка и плечо ниже на вогнутой стороне) |
Отклонение в одну из сторон равномерно |
Асимметрия в положе- нии ребер- ных дуг |
Чаще выпячен вперед |
Корпус смещен в сторону по отношению к тазу |
Асим-метрия |
|
Круглая спина |
Наклонена вперед, 7-й шейный позвонок резко выступает |
Плечи сведены вперед |
Симметрия (нижние углы высту- пают сзади) |
Отклонение назад в ви-де тоталь- ной дуги |
Запавшая, кифотич- ность грудного отдела |
Выпячен вперед |
Угол наклона таза уменьшен | |
|
Кругло- вогнутая спина |
Наклонена вперед (шея кажется укорочен- ной) |
Плечи сведены вперед |
Плечи сведены вперед |
Посередине |
Грудные мышцы сокращены. спины - растянуты |
Выпячен вперед, усиление поясничного лордоза |
Угол наклона таза увеличен, ягодицы выступают |
Талия не контури-руется |
|
Плоская спина |
Прямо, шея длинная |
Плечи опущены |
Крыловид- ные |
Посередине |
Плоская |
Втянут |
Угол наклона таза уменьшен (до 30%), ягодицы плоские |
Познавательно о обучении:
Методика изучения физики
Методика изучения физики может быть представлена в виде определенной последовательности ступеней работы. Эти ступени четко структурируют каждый урок (речь идет о сдвоенных уроках в начале учебного дня, идущих каждый день в течение 3–4-х недельного периода – учебной эпохи-погружения по данному предм ...
Особенности развития экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста
Дошкольный возраст является важнейшим этапом в экологическом образовании и воспитании детей. Именно в это время формируются экологические представления, являющиеся основой систематических знаний о природной среде и бережном к ней отношении. Цель образования и воспитания дошкольников в области окруж ...
Понятие о нестандартных формах работы классного руководителя
В педагогической науке не существует единого мнения о формах воспитательной работы. Во-первых, многозначно определяется само понятие, во-вторых, есть множество классификаций форм воспитательной работы. В начале семидесятых годов шла многолетняя дискуссия на страницах журнала "Советская педагог ...