Ценным средством развития познавательных возможностей учащихся является упражнение по разгадыванию загадок и придумывание их, поскольку они требуют выявления в предметах, их существенных основных свойств, признаков, что является первым условием правильного формирования понятий.
Кроме того, подобная работа воспитывает внимание и организует мышление учащихся тем, что приучает их не спешить с выводами, суждениями, пока не будут учтены все признаки определяемых предметов, например:
Задание №1. Отгадать загадку.
Круглый, гладкий и пузатый,
Больно бьют его ребята.
А за что беднягу бьют,
А за то, что он надут.
- Что это?
- Какие слова помогли вам догадаться, что это мяч?
Задание №2. вспомнить загадки, в которых используются прилагательные. Записать их.
Задание №3. Определить по данным признакам предмет.
Холодная, ключевая, прозрачная – вода.
Стройная, белоствольная, кудрявая – берёза.
Сладкое, сочное, румяное – яблоко.
Чистый, морозный – воздух.
Учащиеся и сами придумывали загадки. Детям предлагалось описать
предметы, находящиеся в классе, например:
Большой, деревянный, учительский – стол.
Глиняный, коричневый с голубой полоской, цветочный – горшок.
Закрепив понятия об имени прилагательном, можно перейти к изучению данной языковой категории в собственно грамматическом плане.
Понятие об изменении прилагательных по родам даётся на практическом материале. Учащимся предлагаются предложения, из которых они выписывают существительные вместе с прилагательными.
Вырос на лугу цветок. Жёлтый одуванчик был похож на жёлтое солнышко. Пришло лето. Жёлтая головка одуванчика превратилась в шарик из пуха.
Одуванчик (какой?) жёлтый,
солнышко (какое?) жёлтое,
головка (какая?) жёлтая.
Учащиеся определяют род имён существительных, выделяют окончания прилагательных. Перед учащимися ставится вопрос:
- Подумайте, почему у одного и того же прилагательного разные окончания?
- Зависят ли они от рода имён существительных?
После этого учащиеся с помощью учителя определяют род каждого прилагательного и делают вывод:
Род имени прилагательного зависит от рода имени существительного, к которому оно относится.
Далее следует подчеркнуть, что прилагательное изменяется по родам, а существительное имеет тот или иной род.
Для того, чтобы показать разнообразие родовых окончаний
прилагательных, учащимся предлагается три столбика словосочетаний прилагательных с существительными.
М. Р. Ж. Р.
Берег (какой?) крутой Книга (какая?) новая
Город (какой?) красивый Одежда (какая?) зимняя
Голос (какой?) громкий
С. Р.
Окно (какое?) светлое
Море (какое?) синее
По этому обобщённому упражнению учащиеся делают вывод о том, что имена прилагательные мужского рода отвечают на вопрос какой? и имеют окончания: -ой, -ий, -ый; имена прилагательные женского рода отвечают на вопрос какая? и имеют окончания: -ая, -яя; имена прилагательные среднего рода отвечают на вопрос какое? И имеют окончания: -ое, -ее.
При разборе прилагательного учащиеся действуют по алгоритму:
Определить, что обозначает слово.
Поставить вопрос от существительного.
Определить род прилагательного (по роду, существительного или по вопросам какой? какая? какое?
Наблюдения, сделанные на готовых примерах, закрепляются путём упражнений в преобразовании формы прилагательных при сочетании их с существительными разного рода, например:
Вкусный Летний
кисель … день …
конфета … ночь …
мороженое … утро …
Работа направлена на упражнение в правильной постановке вопросов от существительного к прилагательному и определение рода имени прилагательного по роду имени существительного.
На последующих уроках формируется и закрепляется правописание родовых окончаний имён прилагательных и делается вывод о том, что по окончанию вопроса можно определить окончание прилагательного.
Для закрепления правописания окончаний прилагательных, проводится работа с отдельными родовыми категориями: мужского рода, женского рода, среднего рода.
1. Упражнения в правописании окончаний имен прилагательных мужского рода.
Учащимся предлагается следующее задание:
Прочитай четверостишие:
Змей воздушный, змей бумажный,
Он такой смешной и важный,
Лёгкий, словно птица,
В воздухе кружится.
Подчеркни пять прилагательных. Отметь значком (×) существительное к которому они относятся.
Сделай запись по схеме.
Прилагательные
![]() |
Познавательно о обучении:
Экспериментальная работа по определению эффективности развития творческого
воображения средствами музыки
Цель данной работы определить влияние развивающих игр и упражнений на развитие творческого воображения младших школьников, разработать методику и экспериментально доказать возможность развития творческого воображения путем обогащения эмоционального опыта детей музыкальными средствами. Гипотеза: мож ...
Модель проектного обучения
Данная модель сложилась на основе метода проектов, который возник еще в 20-е годы нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его уч ...
Система методологических знаний и умений в СШ
Для реализации на практике образовательных и воспитательных функций методологии науки необходимо разработать целостную систему формирования у учащихся методологических знаний и умений. Эти знания и умения довольно обширны, поэтому возникает проблема их отбора в учебных целях. С точки зрения основны ...