Экспериментальная система работы по изучению темы: «Имя прилагательное. Родовые окончания имён прилагательных»

Новая педагогика » Система работы по усвоению родовых окончаний имён прилагательных учащимися 6 класса специальной коррекционной школы VIII вида » Экспериментальная система работы по изучению темы: «Имя прилагательное. Родовые окончания имён прилагательных»

Страница 3

Ценным средством развития познавательных возможностей учащихся является упражнение по разгадыванию загадок и придумывание их, поскольку они требуют выявления в предметах, их существенных основных свойств, признаков, что является первым условием правильного формирования понятий.

Кроме того, подобная работа воспитывает внимание и организует мышление учащихся тем, что приучает их не спешить с выводами, суждениями, пока не будут учтены все признаки определяемых предметов, например:

Задание №1. Отгадать загадку.

Круглый, гладкий и пузатый,

Больно бьют его ребята.

А за что беднягу бьют,

А за то, что он надут.

- Что это?

- Какие слова помогли вам догадаться, что это мяч?

Задание №2. вспомнить загадки, в которых используются прилагательные. Записать их.

Задание №3. Определить по данным признакам предмет.

Холодная, ключевая, прозрачная – вода.

Стройная, белоствольная, кудрявая – берёза.

Сладкое, сочное, румяное – яблоко.

Чистый, морозный – воздух.

Учащиеся и сами придумывали загадки. Детям предлагалось описать

предметы, находящиеся в классе, например:

Большой, деревянный, учительский – стол.

Глиняный, коричневый с голубой полоской, цветочный – горшок.

Закрепив понятия об имени прилагательном, можно перейти к изучению данной языковой категории в собственно грамматическом плане.

Понятие об изменении прилагательных по родам даётся на практическом материале. Учащимся предлагаются предложения, из которых они выписывают существительные вместе с прилагательными.

Вырос на лугу цветок. Жёлтый одуванчик был похож на жёлтое солнышко. Пришло лето. Жёлтая головка одуванчика превратилась в шарик из пуха.

Одуванчик (какой?) жёлтый,

солнышко (какое?) жёлтое,

головка (какая?) жёлтая.

Учащиеся определяют род имён существительных, выделяют окончания прилагательных. Перед учащимися ставится вопрос:

- Подумайте, почему у одного и того же прилагательного разные окончания?

- Зависят ли они от рода имён существительных?

После этого учащиеся с помощью учителя определяют род каждого прилагательного и делают вывод:

Род имени прилагательного зависит от рода имени существительного, к которому оно относится.

Далее следует подчеркнуть, что прилагательное изменяется по родам, а существительное имеет тот или иной род.

Для того, чтобы показать разнообразие родовых окончаний

прилагательных, учащимся предлагается три столбика словосочетаний прилагательных с существительными.

М. Р. Ж. Р.

Берег (какой?) крутой Книга (какая?) новая

Город (какой?) красивый Одежда (какая?) зимняя

Голос (какой?) громкий

С. Р.

Окно (какое?) светлое

Море (какое?) синее

По этому обобщённому упражнению учащиеся делают вывод о том, что имена прилагательные мужского рода отвечают на вопрос какой? и имеют окончания: -ой, -ий, -ый; имена прилагательные женского рода отвечают на вопрос какая? и имеют окончания: -ая, -яя; имена прилагательные среднего рода отвечают на вопрос какое? И имеют окончания: -ое, -ее.

При разборе прилагательного учащиеся действуют по алгоритму:

Определить, что обозначает слово.

Поставить вопрос от существительного.

Определить род прилагательного (по роду, существительного или по вопросам какой? какая? какое?

Наблюдения, сделанные на готовых примерах, закрепляются путём упражнений в преобразовании формы прилагательных при сочетании их с существительными разного рода, например:

Вкусный Летний

кисель … день …

конфета … ночь …

мороженое … утро …

Работа направлена на упражнение в правильной постановке вопросов от существительного к прилагательному и определение рода имени прилагательного по роду имени существительного.

На последующих уроках формируется и закрепляется правописание родовых окончаний имён прилагательных и делается вывод о том, что по окончанию вопроса можно определить окончание прилагательного.

Для закрепления правописания окончаний прилагательных, проводится работа с отдельными родовыми категориями: мужского рода, женского рода, среднего рода.

1. Упражнения в правописании окончаний имен прилагательных мужского рода.

Учащимся предлагается следующее задание:

Прочитай четверостишие:

Змей воздушный, змей бумажный,

Он такой смешной и важный,

Лёгкий, словно птица,

В воздухе кружится.

Подчеркни пять прилагательных. Отметь значком (×) существительное к которому они относятся.

Сделай запись по схеме.

Прилагательные

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Познавательно о обучении:

Использование знаний педагогического анализа в практической деятельности педагога
Анализ урока должен начинаться самоанализом и заканчиваться самооценкой, конкретными требованиями учителя к самому себе. При самоанализе он дает краткую характеристику проведенному уроку, целям, которые ставил, анализирует их достижение, объем содержания материала и качество его усвоения учащимися, ...

Проблемно-поисковый урок русского языка
Проблема: бедность, невыразительность речи учащихся, низкая грамотность. Концептуальная цель изучения русского языка (согласно рабочей программе по предмету): постижение богатства и значимости русского языка, формирование речевой культуры, повышение уровня грамотности. Тема: Глагол и его употреблен ...

Закрепление языкового материала
Кроме требований, относящихся к подбору материала для наблюдения вновь изучаемого грамматического явления, необходимо соблюдать требования к отбору соответствующих способов работы над этим материалом. Остановимся на нескольких аспектах, важных при организации закрепления грамматического материала н ...

Категории

Copyright © 2021 www.fiteducation.ru