Утро синее лучист… .
В пышном уборе своё.
Солнце встаёт золотист… .
Там, за зелёным холмом.
Небо безбрежн…, ясн… .
Светится так высоко,
Но и во время ненастн…
В сердце светло и легко.
(Л. Чарская)
Выпишите словосочетания существительных с прилагательными
среднего рода. _
_
_
Упражнение№2.
Вставьте в текст подходящие по смыслу прилагательные среднего рода. Окончания проверяйте вопросом какое?
Зима пришла свирепая, заслонила солнце, затянуло льдом _ озеро.
_ поле потонуло под снегом. Зима накинула одеяло на зёрнышко. Оно пригрелось и уснуло до весны.
Такие упражнения помогают активизировать словарь прилагательных умственно отсталых школьников.
В работе по развитию речи умственно отсталых школьников, как указывает С.Н. Комская, сравнения должны обязательно использоваться в качестве элемента образной и эмоционально окрашенной лексики.
Учащимся предлагаются упражнения, сочетающие работу по грамматике и правописанию с развитием речи, например:
Вставить вместо точек подходящие по смыслу прилагательные.
Лекарства, как полынь … .
Лицо, как мел, … .
Ночное небо, как сажа … .
Солнце, как мяч, … .
Слова для справок: горькое, белое, чёрное, круглое.
Выберите из правого столбика сравнения и вставь их в предложения. Допиши окончания прилагательных.
Луна как _ тёпл… покрывало
желтела на тёмном небе.
Словно бледн… пятно
у плетня подсолнушек.
Снег как _ рыж… солнышко
укрыл землю.
Работа над образными выражениями развивает наблюдательность детей, учит подмечать характерные признаки предметов и явлений, соотносить их друг с другом, устанавливать сходство, давать им точные словесные обозначения. Усвоение образных выражений значительно расширяет, дополняет и углубляет запас представлений умственно отсталого ученика об окружающей действительности, оказывает положительное влияние на формирование воображения. Однако работа над образными словами представляет значительные трудности.
Работая над образными средствами языка, вряд ли стоит надеяться, что они найдут широкое применение в речи умственно отсталых учащихся, однако навык распознавания и понимания образных средств языка выработать вполне возможно. Это подготовит учащихся к самостоятельному чтению литературных текстов.
На обобщающем уроке закрепляются и обобщаются знания учащихся о правописании родовых окончаний имён прилагательных, умение проверять окончания прилагательных, не только сообразуясь с их родом, но и соотнося их с вопросам, на которые они отвечают. Практика показывает, что подстановка вопроса является довольно эффективным дополнительным средством ориентировки учащихся в определении родовых окончаний имён прилагательных. Учащиеся восстанавливают в памяти по вопросам учителя грамматическое значение имён прилагательных, изменение имён прилагательных по родам. У учащихся к этому времени сформировано умение определять род имени прилагательного по роду имени существительного и по вопросу.
Итогом работы по теме: «Родовые окончания имён прилагательных» является таблица, которая составляется постепенно, по мере изучения родовых окончаний прилагательных.
|
родовые окончания имён прилагательных |
|
мужской род - ой - ый - ий |
женский род - ая -яя |
средний род -ое -ее |
Последующая работа направлена на самостоятельное выполнение упражнений с опорой на таблицу.
В работе по закреплению правописания родовых окончаний имён прилагательных, могут использоваться следующие упражнения.
Упражнение №1.
Отгадайте загадки. Отгадки напишите сочетанием прилагательного с существительным. Определите род имён прилагательных. Выделите окончания.
Снег ли это сыплет с веток тополиных среди лета? (Тополиный пух)
Во всю стену в классе лист: то исписан он, то чист. (Классная доска)
На столе под колпаком светит солнце вечерком. (Настольная лампа)
Без воды кусок душистый не отмоет руки чисто. (Туалетное мыло)
У неё с утра дела: чистит зубы до бела. (Зубная паста)
Как определяли род имён прилагательных?
Какие сведения о предмете вы можете сообщить?
Подобрать к существительным подходящие по смыслу прилагательные.
Указать род. Выделить окончания.
Познавательно о обучении:
Психологическое развитие детей, воспитывающихся вне семьи
Специфические условия жизни в детском доме часто обуславливаются отставанием в психическом развитие детей по ряду существенных параметров. В раннем возрасте у детей отмечается апатичность, отсутствующая у их ровесников из семьи; она выражается в безынициативности и эмоциональной невыразительности д ...
Метод моделирования как средства развития связной речи у старших
дошкольников
Проблемой моделирования занимаются многие известные педагоги. В современной дидактической литературе распространено представление о моделировании как об одном из методов обучения, хотя, как научный метод моделирование известно, очень давно. В. А. Штофф определяет модель как «средство отображения, в ...
Система методических приёмов и упражнений,
направленных на овладение учащимися словарным богатством русского языка
В методике различают словарно-семантическое и словарно-орфографические направления словарной работы. Рассмотрим словарную работу, как единство этих двух видов. На уроке учителя должны интересовать не только собственно словарные слова, незнакомые учащимся, но и обычные наши родные слова, о которых В ...