Упражнение №2.
Прочитай. Что общего в словах одной строчки? Подчеркните правильный ответ:
Слова, близкие по значению;
Родственные слова.
Путь, дорога, шоссе _
_
Битва, сражение, бой
_
Ребёнок, малышка, дитя
_
Изба, дом, жилище _
_
Подберите по одному прилагательному к существительным каждой строчки. Напишите по образцу:
Весёлый ребёнок (м. р.), весёлая малышка (ж. р.), весёлое дитя (ср. р.)
Упражнение №3.
Прилагательные – синонимы согласовать с подходящими по смыслу существительными, данными в скобках. Подчеркнуть родовые окончания прилагательных.
Жаркий, горячий, жгучий (солнце, день, привет).
Влажный, мокрый (воздух, трава).
Густой, глухой, дремучий (старик, туман, тайга).
Толстый, жирный (книга, мясо).
Аккуратный, чистый (воздух, ученик).
Румяный, багряный, рубиновый (закат, яблоко, звезда).
Обрывистый, отвесный (берег, скала).
Упражнение № 4.
Подобрать к существительным подходящие по смыслу прилагательные.
Туча (медная, свинцовая, цинковая).
Здоровье (медное, стальное, железное).
Желание (сильное, крепкое, могучее).
Спор (горячий, огненный, тёплый).
Встреча (тёплая, жаркая, горячая).
Такие упражнения повышают активное внимание учащихся, так как они достаточно разнообразны и интересны.
Когда учащиеся усвоят родовые окончания имён прилагательных в единственном числе, следует разобрать примеры, в которых имя прилагательное стоит во множественном числе.
При работе над данной темой учащимся предлагается изменить окончания прилагательного в зависимости от существительного, например:
Крепкий чай, крепк… верёвка, крепк… дерево;
Добрый мальчик, добр… девочка, добр… утро и т. д.
Определив род прилагательных по роду существительных и число существительных, учащиеся подводятся к выводу о том, что по числу существительного можно определить число прилагательного и, что в единственном числе прилагательные изменяются по родам.
Далее учащиеся называют какое либо существительное во множественном числе, подбирают к нему подходящие прилагательные (дни тёплые летние; деревья высокие, красивые), и ставят вопрос к прилагательным (какие?). По числу существительного определяют число прилагательного (множественное).
На материале ряда упражнений школьники изменяют прилагательные и существительные мужского, женского и среднего рода в единственном и множественном числе. На основании выполненных заданий они с помощью учителя делают обобщение: имена прилагательные во множественном числе отвечают на вопрос какие?. Они имеют окончания - ие, -ые, не зависимо от рода. Окончания прилагательных во множественном числе можно проверить с помощью вопроса какие?
Учащиеся самостоятельно формулируют вывод и записывают его в тетрадь.
|
|
В алгоритм вводится новое понятие: прилагательные изменяются по числам.
Разбор прилагательного выглядит так:
доброе утро – прил., ср. р., ед. ч.
верные друзья – прил., мн. ч.
Упражнение № 1.
От существительного поставьте вопрос к прилагательному. Допишите окончания прилагательных. Укажите число.
Ботинки ( ?) – кожан…, мягк… (… ч.)
Варежки ( ?) – шерстян…, син… (… ч.)
Листья ( ?) – кленов…, больш… (… ч.)
Рассказы ( _?) – смешн…, детск… (… ч.)
Дни ( _?) – тепл…, летн… (… ч.).
Упражнение № 2.
Подберите словосочетания из левого столбика и вставьте их в предложения. Допиши окончания прилагательных множественного числа.
Надели лужайки _ бел… корзинки
На воде лежат кувшинки, словно цветаст… майки
Живут в болоте лягушата, очень бел… пушинки
С неба падают снежинки, словно ловк… ребята
Для формирования навыка правописания родовых окончаний имён
прилагательных и окончаний во множественном числе необходимо добиться того, чтобы дети могли правильно соотносить род и число имён прилагательных с родом и числом имён существительных.
Познавательно о обучении:
Конспект на тему: "Конституция России – основной закон нашего
государства"
Форма урока: лекция Цель урока: сформировать у учащихся представление о государстве, рассмотреть его признаки и формы правления. Структура урока: организационный момент; изучение нового материала; закрепление нового материала; домашнее задание. Материалы к уроку: Конституция РФ. Текст лекции. 1. По ...
Понятие «метод», «прием», «учебная
деятельность». Исследования по данной проблеме
Понятие «учебная деятельность» достаточно неоднозначно. В широком смысле слова она иногда рассматривается как синоним научения, учения и даже обучения. В узком смысле, согласно Д.Б. Эльконину, — это ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте. В работах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, А.К. ...
Ведущие приемы научения детей рассказыванию по памяти
Овладение воспитателем методами и приемами обучения рассказыванию — одно из важнейших условий успешной работы по развитию речи дошкольников. На занятиях используются такие приемы, как объяснения, вопросы, речевой образец, демонстрация наглядного материала, упражнения, опенка речевой деятельности и ...