Формирующий этап проводился в течение сентября по декабрь 2008 г. Коррекционное воздействие осуществлялось на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях.
Чтобы коррекционное обучение было эффективным, необходимо соблюдать общедидактические принципы наглядности, доступности, систематичности и последовательности, научности, связи теории с практикой, сознательности и активности в обучении, индивидуального подхода и ориентировки на «зону ближайшего развития».
Особое значение имеют такие дидактические приемы и средства, как непосредственное знакомство с предметами, сравнение и сопоставление их признаков.
При разработке программы коррекции нарушений лексико-семантической стороны у детей за основу положены следующие теоретические принципы:
- психолингвистические представления о слове, о структуре продуцирования речи и характера лексических операций.
- принцип учета онтогенетической последовательности формирования лексики;
- принцип учета этиологии механизмов, структуры речевых нарушений;
- структурно-семантический;
Логопедическая работа осуществлялась с использованием методик, разработанных Т.Б. Филичевой, Г.В, Чиркиной, Н.В. Серебряковой и других в тесном контакте с работой воспитателя.
Работа велась по следующим направлениям:
- расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формирование познавательной деятельности (мышления, восприятия, представлений, памяти, внимания и др.);
- уточнение значений слов;
- формирование семантической структуры слова в единстве основных его компонентов (денотативного, понятийного, коннотативного, контекстуального);
- организация семантических полей, лексической системы;
- активизация словаря, совершенствование процессов поиска слова, перевода слова из пассивного в активный словарь.
Задания и игры на развитие словаря.
Учитывая тесную связь процессов развития лексики и словообразования необходимо использовать и задания на словообразование.
Словообразование представляет собой особый путь развития словаря, одно из основных средств пополнения словарного состава языка, оно является составной частью морфологической системы языка, так как словообразование происходит путем соединения, комбинирования морфем.
В процессе формирования словообразования уделялось основное внимание организации системы продуктивных словообразовательных моделей. Для формирования и закрепления этих моделей прежде всего уточнялась связь между значением морфемы и ее знаковой формой (звучанием). Закрепление этой связи осуществлялось на основе сравнения слов с одинаковой морфемой, определения общего, сходного значения слов с общей морфемой (дом-ик, стол-ик), выделения этой общей морфемы, уточнения ее значения.
Заключительным этапом работы является закрепление словообразовательных моделей в процессе специально подобранных упражнений. Логопедическая работа была направлена на формирование словообразования существительных, глаголов, прилагательных. При этом развитие словообразования различных частей речи происходило последовательно-параллельно.
Было выделено III этапа логопедической работы по формированию словообразования.
I этап. Закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей.
II этап. Работа над словообразованием менее продуктивных моделей.
III этап. Уточнение значения и звучания непродуктивных словообразовательных моделей.
Содержание I этапа логопедической работы
Существительные
Образование уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами: -к-, -ик-, -чик-.
Глаголы
а) Дифференциация совершенного и несовершенного вида;
б) возвратных и невозвратных глаголов.
Прилагательные
Образование притяжательных прилагательных с суффиксом -ин-.
Содержание II этапа логопедической работы
Существительные
Уменьшительно-ласкательные существительные с суффиксами -оньк-, -еньк-, -ышек-, -ышк-.
Образование существительных с суффиксом -ниц- (сахарница).
Образование существительных с суффиксом -инк- (пылинка), с суффиксом -ин- (виноградина).
Глаголы
Глаголы с приставками в- ? вы-, на- ? вы-;
Глаголы пространственного значения с приставкой при-.
Прилагательные
а) Притяжательные прилагательные с суффиксом -и- без чередования (лисий);
б) относительные прилагательные с суффиксами -н-, -ан-, -ян-, -енн-;
в) качественные прилагательные с суффиксами -н-, -ив-, -чив-, -лив-.
Содержание III этапа логопедической работы
Существительные
Образование названий профессий
Глаголы
Познавательно о обучении:
Классификация прав ребенка
Право ребенка на защиту от всех форм жестокого обращения Нарушение прав ребенка проявляется чаще всего в жестоком и безответственном обращении с ним (ст. 19). Возникает вопрос, что понимается под жестоким отношением к ребенку. По определению профессора М.Р. Рокицкого, председателя подкомитета по ох ...
Мышление как познавательный процесс
Мышление - это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредствованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза, так считают Петровский А.В. и Ярошевский М.Г. Мышление возникает на основе ...
Создание качественных образовательных электронных изданий и ресурсов
С каждым днем все большее количество педагогов сталкивается не только с использованием образовательных электронных изданий, но и с их разработкой. Это вовсе не означает, что в обязанности или повседневную работу учителя должна войти систематическая разработка средств информатизации промышленного ка ...