Логопедическая работа по формированию лексико-семантической стороны речи у старших дошкольников с ОНР

Новая педагогика » Формирование и развитие лексико-семантической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи » Логопедическая работа по формированию лексико-семантической стороны речи у старших дошкольников с ОНР

Страница 4

- Послушайте еще раз названия детенышей животных и скажите, что слышится в конце этих слов? Какая общая часть в этих словах? (-онок-)

Формирование словообразования глаголов

Дифференциация словообразовательных форм глаголов является очень трудной. Это связано с тем, что глагол обладает более отвлеченной семантикой, чем существительные конкретного значения, а семантическое различие словообразовательных форм глагола является более тонким и сложным: оно не опирается на конкретные образы предметов, в отличие от тех существительных, которые усваиваются ребенком в дошкольном возрасте.

В связи с этим, в процессе логопедической работы проводится преимущественно закрепление наиболее простых по семантике словообразовательных моделей с использованием наиболее продуктивных аффиксов.

Формирование словообразования глаголов осуществляется в следующей последовательности.

1. Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида:

а) образование глаголов совершенного вида с помощью приставок:

-с- (играть – сыграть, петь – спеть, есть – съесть, делать - сделать),

-на- (рисовать – нарисовать, колоть – наколоть, писать - написать),

-по- (обедать – пообедать, сеять – посеять, ужинать - поужинать),

-про- (читать - прочитать);

б) образование глаголов несовершенного вида с помощью продуктивных суффиксов -ива-, -ыва-, -ва- (застегнуть – застегивать, умыть – умывать, заталкивать - затолкнуть).

2. Дифференциация возвратных и невозвратных глаголов.

3. Дифференциация глаголов с наиболее продуктивными приставками:

в- ?вы-, под- ?от-, при-, у-, пере-, за- ?от-, на- ?вы-:

входит – выходит , влетает – вылетает, въезжает – выезжает, прибегает – убегает, приезжает – уезжает, прилетает – улетает, приходит – уходит, подходит – отходит, подлетает – отлетает, подплывает – отплывает, подъезжает – отъезжает, закрывает – открывает, наливает – выливает, насыпает – высыпает.

Задания и игровые упражнения по закреплению словообразования глаголов

1. Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида. Логопед предлагает детям показать на картинках, где действие уже совершенно, а где совершается:

мыла – вымыла, умывается – умылся, одевается – оделся, гладит – погладила, рисует – нарисовал, поливает – полил.

2. Игра «Чем отличаются слова?»

Логопед просит детей показать на картинках, кто .

Умывает – умывается, обувает – обувается, купает – купается, качает – качается, прячет – прячется.

Делается вывод: слова: умывается, знается, прячется, причесывается, обувается, качается, вытирается обозначают, что человек делает что-то сам с собой.

Послушайте еще раз эти слова и скажите, какая общая часть слышится в конце этих слов? (СЯ)

С целью закрепления дети называют различные действия по картинкам.

3. Дифференциация глаголов с приставками (по картинкам).

а) В импрессивной речи.

Логопед называет слова, обозначающие действия, дети должны показать соответствующую картинку. Речевой материал:

Входит – выходит, подлетает- отлетает, подходит – отходит, влетает – вылетает, переходит – перебегает, наливает – выливает.

Аналогичным образом проводится игра в лото.

У детей карточки с картинками, изображающими действия. Логопед называет слова, обозначающие действия, дети закрывают соответствующую карточку фишкой.

б) В экспрессивной речи.

Логопед предлагает детям назвать действия по картинкам, а затем придумать предложения с этими словами.

Формирование словообразования прилагательных

С учетом семантики, частотности употребления и последовательности появления в онтогенезе формирование словообразования прилагательных следует проводить в следующей последовательности.

А. образование притяжательных прилагательных

1. Словообразование с использованием продуктивных суффиксов -ин-, -ов-. Речевой материал: мамин, папин, бабушкин, утиный, Кошкин.

2. Словообразование с использованием суффиксов -j- без изменения звуковой структуры корня производного слова.

Речевой материал: коровий, лисий, бараний, козий, рыбий.

3. Словообразование с помощью суффикса -j- и с чередованием в корне. Речевой материал: волчий, заячий, собачий, беличий, птичий, овечий.

Б. Образование качественных прилагательных

1. Словообразование с использованием суффикса -н-.

а) Без чередования.

Речевой материал: вкусный, жирный, умный, честный, грязный, грязный, холодный, морозный, интересный, капризный.

б) С чередованием в корне слов.

Речевой материал: смешной, скучный, мрачный.

2. Словообразование с помощью менее продуктивных суффиксов -ив-, -лив-, - чин-, -оват-, -еват- и др.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Познавательно о обучении:

Джованни Чева
Третьего марта 1648 года в Милане родился будущий итальянский инженер и математик Джованни Чева. Окончил Пизанский университет. Основные работы по механике, гидравлике и математике. В 1678 году Джованни Чева доказал теорему о соотношении отрезков некоторых прямых, пересекающих треугольник (Теорема ...

Понятие «метод», «прием», «учебная деятельность». Исследования по данной проблеме
Понятие «учебная деятельность» достаточно неоднозначно. В широком смысле слова она иногда рассматривается как синоним научения, учения и даже обучения. В узком смысле, согласно Д.Б. Эльконину, — это ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте. В работах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, А.К. ...

Практическое значение научных исследований
наука педагогика исследование практический Человек, далекий от науки, услышав о новом научном открытии, часто задает вопрос: «А какой от него прок? Для чего оно?» При этом подразумевается, что ни одно научное исследование не имеет смысла, если оно не может быть немедленно применено на практике. Это ...

Категории

Copyright © 2019 www.fiteducation.ru