Логопедическая работа по формированию лексико-семантической стороны речи у старших дошкольников с ОНР

Новая педагогика » Формирование и развитие лексико-семантической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи » Логопедическая работа по формированию лексико-семантической стороны речи у старших дошкольников с ОНР

Страница 3

б) словообразование существительных среднего рода с суффиксом -ышк-:

перо – перышко,

солнце – солнышко;

в) словообразование с помощью суффиксов -иц-, -ец-, -ц-:

суффикс -иц- в существительных женского рода:

лужа – лужица,

кожа – кожица;

суффикс -ец- в существительных мужского и среднего рода:

мороз – морозец,

письмо – письмецо;

суффикс -ц- в существительных женского и среднего рода:

пыль – пыльца,

дерево – деревцо.

Б. Образование существительных с помощью суффикса -ниц- со значением вместилища (посуды)

1. На начальном этапе работы закрепляется словообразование при сохранении звуковой структуры корня слова:

суп – супница,

чай – чайница.

2. В дальнейшем закрепляется словообразование существительных с суффиксом -ниц- в случаях чередования, смягчения, оглушения согласных звуков корня:

хлеб – хлебница,

сухари – сухарница.

В. Образование существительных с помощью суффикса - инк-

1. На начальном этапе проводится работа над словообразовательными формами, в которых сохраняется звуковая структура корня:

бусы – бусинка,

пыль – пылинка.

2. В дальнейшем проводится работа над словообразовательными формами, с чередованием звуков в корне слов:

горох – горошинка,

чай – чаинка.

Г. Образование названий детенышей животных и птиц

В процессе коррекционно-логопедической работы необходимо учитывать различную сложность этой модели словообразования. В связи с этим закрепление названий детенышей животных и птиц проводится в следующей последовательности.

1. Словообразование без изменения звуковой структуры корня слова:

гусь – гусенок – гусята,

еж – ежонок – ежата.

2. Словообразование с чередованием звуков в корне слов:

волк – волчонок – волчата,

орел – орленок – орлята.

3. Словообразование, при котором происходит замена корня производного слова (явление супплетивизма):

овца – ягненок – ягнята,

свинья – поросенок – поросята.

Д. Образование существительных, обозначающих профессии и лиц, осуществляющих действия («совершителей действий»)

Формирование данной словообразовательной модели проводилось в следующей последовательности:

1. Словообразование существительных мужского рода:

? с суффиксом -щик-

барабанщик,

угольщик;

? с суффиксом -чик-

летчик,

грузчик.

2. Словообразование существительных, обозначающих лиц мужского пола с суффиксом -ниц-, -иц-:

художник – художница,

работник – работница.

Задания и игровые упражнения по закреплению

словообразования существительных

1. Игра «Назови ласково».

Логопед предлагает пригласить в гости куклу. Кукла маленькая, и ее можно «куколка». Все предметы для куколки тоже маленькие и поэтому их надо называть ласково.

В процессе игры дети воспроизводят уменьшительно-ласкательные формы существительных (столик, шкафчик, стульчик, вазочка, салфеточка, тарелочка, ложечка, вилочка, огурчик, помидорчик, яблочко и др.).

2. Игра «Что для чего?»

Логопед предлагает детям назвать предметы, которые лежат на столе (хлеб, сахар, конфеты, мыло).

Затем задает вопросы, где хранятся эти предметы (хлеб – в хлебнице, сахар – в сахарнице, конфеты – в конфетнице, мыло – в мыльнице).

После называния предмета дети кладут его в ту посуду, в которой он хранится.

Далее логопед предлагает детям еще раз прослушать эти слова и определить общую часть. При этом логопед подчеркивает голосом (интонирует) суффикс -ниц-.

Далее делается вывод: сосуд, в котором что-либо хранится, часто называется словом, в котором есть «частичка» (суффикс) -ниц-.

В заключение проводится закрепление данной модели словообразования в различных словах.

- Как называется посуда, в которую кладут салат? (Салатница)

- Как называется посуда, в которую кладут селедку? (Селедочница)

- Как называется сосуд, в который раньше наливали чернила? (Чернильница)

- Как называется посуда, в которую наливают соус? (Соусница).

3. Игра «Кто у кого?»

В процессе игры используются картинки с изображением животных и их детенышей.

Вначале логопед задает детям загадку про животного.

Например:

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый – краса!

А зовут ее

. Кто это? (Это лиса)

А как называют детеныша лисы? (Лисенок)

- Сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Кто у кого?». Посмотрите на картинки и вспомните названия детенышей животных. (Лисенок, ежонок, слоненок, тигренок, лосенок, гусенок, котенок)

Логопед показывает картинку и задает вопрос типа: «Кто у лисы?» Дети отвечают: «У лисы лисенок» и т.д.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Познавательно о обучении:

Методы и способы исследования творческой активности дошкольников
Существует дифференцированный подход к воспитанию и обучению. Психологами, педагогами проведен ряд исследований. Объект исследований дети 5-6 лет . Цель исследования - выявить влияние стимулирования воображения, как психологического процесса, на развитие творческой активности детей старшего дошколь ...

Описание учебных задач и уточнение целей обучения
В ходе анализа (первые два шага этапа «Описание целей и условий обучения») описываются цели разработки учебных материалов, выявляются особенности целевой группы (контингент учащихся), уточняется совокупность используемых средств обучения. Всё готово к заключительному шагу первого этапа: описание уч ...

Экспериментальное исследование механизмов педагогической деятельности
В качестве методики исследования мы выбрали опросник "Индекс жизненного стиля" Плутчика-Келлермана-Конте. Опросник предназначен для диагностики механизмов психологической защиты "Я" и включает 97 утверждения, требующих ответа по типу "верно-неверно". Измеряются восемь ...

Категории

Copyright © 2024 www.fiteducation.ru