б) словообразование существительных среднего рода с суффиксом -ышк-:
перо – перышко,
солнце – солнышко;
в) словообразование с помощью суффиксов -иц-, -ец-, -ц-:
суффикс -иц- в существительных женского рода:
лужа – лужица,
кожа – кожица;
суффикс -ец- в существительных мужского и среднего рода:
мороз – морозец,
письмо – письмецо;
суффикс -ц- в существительных женского и среднего рода:
пыль – пыльца,
дерево – деревцо.
Б. Образование существительных с помощью суффикса -ниц- со значением вместилища (посуды)
1. На начальном этапе работы закрепляется словообразование при сохранении звуковой структуры корня слова:
суп – супница,
чай – чайница.
2. В дальнейшем закрепляется словообразование существительных с суффиксом -ниц- в случаях чередования, смягчения, оглушения согласных звуков корня:
хлеб – хлебница,
сухари – сухарница.
В. Образование существительных с помощью суффикса - инк-
1. На начальном этапе проводится работа над словообразовательными формами, в которых сохраняется звуковая структура корня:
бусы – бусинка,
пыль – пылинка.
2. В дальнейшем проводится работа над словообразовательными формами, с чередованием звуков в корне слов:
горох – горошинка,
чай – чаинка.
Г. Образование названий детенышей животных и птиц
В процессе коррекционно-логопедической работы необходимо учитывать различную сложность этой модели словообразования. В связи с этим закрепление названий детенышей животных и птиц проводится в следующей последовательности.
1. Словообразование без изменения звуковой структуры корня слова:
гусь – гусенок – гусята,
еж – ежонок – ежата.
2. Словообразование с чередованием звуков в корне слов:
волк – волчонок – волчата,
орел – орленок – орлята.
3. Словообразование, при котором происходит замена корня производного слова (явление супплетивизма):
овца – ягненок – ягнята,
свинья – поросенок – поросята.
Д. Образование существительных, обозначающих профессии и лиц, осуществляющих действия («совершителей действий»)
Формирование данной словообразовательной модели проводилось в следующей последовательности:
1. Словообразование существительных мужского рода:
? с суффиксом -щик-
барабанщик,
угольщик;
? с суффиксом -чик-
летчик,
грузчик.
2. Словообразование существительных, обозначающих лиц мужского пола с суффиксом -ниц-, -иц-:
художник – художница,
работник – работница.
Задания и игровые упражнения по закреплению
словообразования существительных
1. Игра «Назови ласково».
Логопед предлагает пригласить в гости куклу. Кукла маленькая, и ее можно «куколка». Все предметы для куколки тоже маленькие и поэтому их надо называть ласково.
В процессе игры дети воспроизводят уменьшительно-ласкательные формы существительных (столик, шкафчик, стульчик, вазочка, салфеточка, тарелочка, ложечка, вилочка, огурчик, помидорчик, яблочко и др.).
2. Игра «Что для чего?»
Логопед предлагает детям назвать предметы, которые лежат на столе (хлеб, сахар, конфеты, мыло).
Затем задает вопросы, где хранятся эти предметы (хлеб – в хлебнице, сахар – в сахарнице, конфеты – в конфетнице, мыло – в мыльнице).
После называния предмета дети кладут его в ту посуду, в которой он хранится.
Далее логопед предлагает детям еще раз прослушать эти слова и определить общую часть. При этом логопед подчеркивает голосом (интонирует) суффикс -ниц-.
Далее делается вывод: сосуд, в котором что-либо хранится, часто называется словом, в котором есть «частичка» (суффикс) -ниц-.
В заключение проводится закрепление данной модели словообразования в различных словах.
- Как называется посуда, в которую кладут салат? (Салатница)
- Как называется посуда, в которую кладут селедку? (Селедочница)
- Как называется сосуд, в который раньше наливали чернила? (Чернильница)
- Как называется посуда, в которую наливают соус? (Соусница).
3. Игра «Кто у кого?»
В процессе игры используются картинки с изображением животных и их детенышей.
Вначале логопед задает детям загадку про животного.
Например:
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса!
А зовут ее
. Кто это? (Это лиса)
А как называют детеныша лисы? (Лисенок)
- Сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Кто у кого?». Посмотрите на картинки и вспомните названия детенышей животных. (Лисенок, ежонок, слоненок, тигренок, лосенок, гусенок, котенок)
Логопед показывает картинку и задает вопрос типа: «Кто у лисы?» Дети отвечают: «У лисы лисенок» и т.д.
Познавательно о обучении:
Методы и способы исследования творческой активности дошкольников
Существует дифференцированный подход к воспитанию и обучению. Психологами, педагогами проведен ряд исследований. Объект исследований дети 5-6 лет . Цель исследования - выявить влияние стимулирования воображения, как психологического процесса, на развитие творческой активности детей старшего дошколь ...
Описание учебных задач и уточнение целей обучения
В ходе анализа (первые два шага этапа «Описание целей и условий обучения») описываются цели разработки учебных материалов, выявляются особенности целевой группы (контингент учащихся), уточняется совокупность используемых средств обучения. Всё готово к заключительному шагу первого этапа: описание уч ...
Экспериментальное исследование
механизмов педагогической деятельности
В качестве методики исследования мы выбрали опросник "Индекс жизненного стиля" Плутчика-Келлермана-Конте. Опросник предназначен для диагностики механизмов психологической защиты "Я" и включает 97 утверждения, требующих ответа по типу "верно-неверно". Измеряются восемь ...