Учение для подростка является главным видом деятельности. От того, как учится подросток, во многом зависит его психическое развитие, становление как гражданина. В учебной деятельности подростка имеются свои трудности и противоречия, но есть и преимущества, которые может и должен использовать педагог. Преимущества учебной деятельности заключается в избирательной готовности, повышенной восприимчивости (сенситивности) к тем или иным сторонам обучения. Большим достоинством подростка является его готовность ко всем видам учебной деятельности, которые делают его взрослым в собственных глазах. Его привлекают самостоятельные формы организации занятий на уроке, сложный учебный материал, возможность строить самому свою познавательную деятельность за пределами школы.
Проблемы подростка связаны с тем, что эту готовность он еще не умеет реализовать; т.к. не владеет способами выполнения новых форм учебной деятельности. Обучить этим способам, не дать угаснуть интересу к ним – важная задача педагога. Нередко у подростков снижается общий интерес к учению, происходит «внутренний отход от школы». (А.Н. Леонтьев) Этот отход выражается в том, что школа перестает быть для ученика центром его духовной жизни, и, прежде всего изменением ведущей деятельности подростка.
Отсутствие учебной деятельности у учащихся является основной причиной «отхода от школы», что не дает возможности удовлетворить актуальную проблему возраста – потребность в самоутверждении.
Деятельность учащихся, когда они, побуждаясь прямыми мотивами самого учения, могут самостоятельно определять учебные задачи, выбирать рациональные приемы и способы решения, контролировать и оценивать свою работу – характеризуя ее сформированность учебной деятельности.
Целенаправленное формирование мотивов учения является одним из резервов повышения эффективности обучения подростков. Познавательная потребность подростка связана с удовлетворением потребности возраста. При ее удовлетворении у него формируются устойчивые познавательные интересы, которые определяют его положительное отношение к учебным предметам. Подростков привлекает возможность расширить, обогатить свои знания, проникнуть в сущность изучаемых явлений, установить причинно- следственные связи.
Подростки испытывают большое эмоциональное удовлетворение от исследовательской деятельности. Им нравится мыслить, делать самостоятельные открытия. Неудовлетворение познавательной потребности и познавательных интересов вызывает у подростков не только состояние скуки, апатии, безразличия, но порой и отрицательное отношение к предмету. При этом у подростка в равной степени имеет значение, как содержание, так и процесс, способы приема и овладения знаниями. Очень важно, что бы учитель давал материал не только тот, что есть в учебнике. «Ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду, и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета».
Интересы подростков различают по направленности их познавательной деятельности. Одни учащиеся предпочитают описательный материал, их привлекают отдельные факты, другие стремятся разобраться в сущности изучаемых явлений, объяснить их с точки зрения теории, третьи проявляют большую активность при использовании знаний в практической деятельности. Одни учащиеся склонны к репродуктивной деятельности, другие – к творческой, исследовательской деятельности. При положительном отношении подростков к учению существенное значение имеет понимание значимости знаний. Для подростка очень важно осознать, осмыслить жизненное значение знаний, и, прежде всего их значение для развития личности. Это связано с усиленным ростом самосознания современного подростка. Многие учебные предметы нравятся подростку потому, что они отвечают его потребностям не только много знать, но и уметь, быть культурным, всесторонне развитым человеком.
Убеждения и интересы, сливаясь воедино, создают у подростка повышенный эмоциональный тонус и определяют их активное отношение к учебе.
Если же подросток не видит жизненного значения знаний, то у него могут сформироваться негативные убеждения и отрицательное отношение к существующим предметам. Неуспех, как правило, вызывает у подростка бурные, отрицательные эмоции и нежелание выполнять трудные учебные задания. И если неуспех повторяется, то у подростка закрепляется отрицательное отношение к предмету.
Ситуация успеха обеспечивает подростку эмоциональное благополучие, которое во многом зависит от оценки его учебной деятельности взрослыми.
Оценки для подростков имеют различный смысл. В одних случаях оценка дает возможность выполнить свой долг, занять достойное место среди товарищей, в других – заслужить уважение учителей и родителей. Нередко смысл оценки для подростка выступает в стремлении добиться успеха в учебном процессе и тем самым получить уверенность в своих умственных способностях и возможностях. Это связано с потребностью возраста, оценить себя как личность, свои слабые и сильные стороны. Для эмоционального благополучия подростка очень важно, чтобы оценка и самооценка совпадали. Только при этом условии они могут выступать как мотивы, действующие в одном направлении и усиливающие друг друга. В противном случае возникает внутренний, а иногда и внешний конфликт.
Познавательно о обучении:
Анализ и интерпретация результатов диагностики
Специфика развития воображения у детей с ОНР 2 – 3 уровня младшего школьного возраста. Качественные особенности воображения мы изучали с помощью четырех методик: «Дорисовывания фигур», «Солнце в комнате», «Изучение воссоздающего воображения», «Исследование индивидуальных особенностей воображения». ...
Психолого-педагогические аспекты формирования
лексической стороны речи детей дошкольного возраста
Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого ...
Педагогические условия стимулирования
самостоятельности младших школьников
На основе теоретического изучения исследований по проблеме формирования самостоятельности школьников была разработана система педагогических условий стимулирования самостоятельной деятельности школьников, состоящая из следующих элементов: 1) диагностирование уровней самостоятельной деятельности уча ...