Логопедическая работа по формированию лексико-семантической стороны речи у старших дошкольников с ОНР

Новая педагогика » Формирование и развитие лексико-семантической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи » Логопедическая работа по формированию лексико-семантической стороны речи у старших дошкольников с ОНР

Страница 8

Анализ полученных данных показывает рост словарного запаса детей: объем их пассивного словаря близок к норме, а вот употребление слов в экспрессивной речи, то есть актуализация словаря вызывает еще некоторые затруднения.

Но видно, что лексический строй речи испытуемой группы претерпел существенные положительные изменения, так как у всех детей выросли проценты успеваемости по всем предложенным заданиям.

Так, они без труда стали называть детенышей животных, образовывать относительные и качественные прилагательные, но затруднялись еще в образовании притяжательных прилагательных. Назвали больше предметов и действий по картинкам.

Эта положительная динамика в формировании лексики связана с использованием большого количества специальных игр и заданий, направленных на развитие словаря и формирование словообразовательных навыков.

Сопоставляя результаты констатирующего и контрольного эксперимента, можно сделать выводы:

1. Специально организованная логопедическая работа с детьми старшего дошкольного возраста, направленная на развитие лексико-семантической стороны речи, была эффективной, так как привела к получению значимых результатов

2. Значимыми результатами являются:

- значительное расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности;

- уточнение значения слов;

- уменьшение количества часто встречающихся ошибок;

- улучшение ориентировки в морфемном составе слова, необходимой для прочности навыков словообразования;

- возрастание активности использования различных способов словообразования.

3.Проведенная работа способствует предупреждению дальнейших отклонений в речевом развитии детей и формированию письменной речи.

Анализ литературы по проблемам коррекции речевых нарушений у детей с ОНР показывает, что изучение особенностей нарушений лексико-семантической стороны речи является актуальным для логопедии.

Целью исследования было выявление особенностей коррекционно-логопедической работы по формированию лексико-семантического строя речи у старших дошкольников с ОНР (3 уровень речевого развития).

Для решения задач исследования было проведено экспериментальное исследование, в котором приняли участие 10 детей с ОНР ДОУ «Огонек».

По результатам констатирующего эксперимента было видно, что дети с ОНР имеют нарушения лексико-семантической стороны речи, которые проявляются в ограниченности словарного запаса, расхождении объёма активного и пассивного словаря, в неточном употреблении слов, в многочисленных вербальных парафазиях.

Результаты контрольного эксперимента показали положительную динамику развития словаря у детей экспериментальной группы по количественным и качественным показателям.

Выдвинутая нами гипотеза нашла свое подтверждение, так как в специально организованной коррекционно-логопедической работе с дошкольниками с ОНР использовались специальные задания и упражнения, направленные на обогащение словаря, развитие словообразовательных умений и навыков, что обеспечило формирование лексико-семантической стороны речи этих детей.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 

Познавательно о обучении:

Нормативно-правовая информация о взаимодействии УДО с семьей
В письме министерства образования Российской Федерации от 18 июля 2003 г. № 28-51-565/16 была предоставлена информация об организации работы с родительской общественностью по проблемам воспитания детей и молодежи в регионах Российской Федерации. Практически во всех регионах Российской Федерации раз ...

Система детских садов в Японии
Японцы были одними из первых кто начал говорить о необходимости раннего развития. Полвека назад в стране вышла книга «После трех уже поздно», которая совершила переворот в японской педагогике. Ее автор, Мисару Ибука – директор организации «Обучение талантов» и создатель всемирно известной фирмы «Со ...

Педагогический анализ урока
Объектом постоянного внимания руководителей школы является посещение и педагогический анализ урока. В разные периоды развития школы существовали реальные и ирреальные нормативы посещения уроков администрацией школы. Но совершенно очевидна обратная зависимость между количеством посещенных уроков и к ...

Категории

Copyright © 2022 www.fiteducation.ru