Анализ полученных данных показывает рост словарного запаса детей: объем их пассивного словаря близок к норме, а вот употребление слов в экспрессивной речи, то есть актуализация словаря вызывает еще некоторые затруднения.
Но видно, что лексический строй речи испытуемой группы претерпел существенные положительные изменения, так как у всех детей выросли проценты успеваемости по всем предложенным заданиям.
Так, они без труда стали называть детенышей животных, образовывать относительные и качественные прилагательные, но затруднялись еще в образовании притяжательных прилагательных. Назвали больше предметов и действий по картинкам.
Эта положительная динамика в формировании лексики связана с использованием большого количества специальных игр и заданий, направленных на развитие словаря и формирование словообразовательных навыков.
Сопоставляя результаты констатирующего и контрольного эксперимента, можно сделать выводы:
1. Специально организованная логопедическая работа с детьми старшего дошкольного возраста, направленная на развитие лексико-семантической стороны речи, была эффективной, так как привела к получению значимых результатов
2. Значимыми результатами являются:
- значительное расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности;
- уточнение значения слов;
- уменьшение количества часто встречающихся ошибок;
- улучшение ориентировки в морфемном составе слова, необходимой для прочности навыков словообразования;
- возрастание активности использования различных способов словообразования.
3.Проведенная работа способствует предупреждению дальнейших отклонений в речевом развитии детей и формированию письменной речи.
Анализ литературы по проблемам коррекции речевых нарушений у детей с ОНР показывает, что изучение особенностей нарушений лексико-семантической стороны речи является актуальным для логопедии.
Целью исследования было выявление особенностей коррекционно-логопедической работы по формированию лексико-семантического строя речи у старших дошкольников с ОНР (3 уровень речевого развития).
Для решения задач исследования было проведено экспериментальное исследование, в котором приняли участие 10 детей с ОНР ДОУ «Огонек».
По результатам констатирующего эксперимента было видно, что дети с ОНР имеют нарушения лексико-семантической стороны речи, которые проявляются в ограниченности словарного запаса, расхождении объёма активного и пассивного словаря, в неточном употреблении слов, в многочисленных вербальных парафазиях.
Результаты контрольного эксперимента показали положительную динамику развития словаря у детей экспериментальной группы по количественным и качественным показателям.
Выдвинутая нами гипотеза нашла свое подтверждение, так как в специально организованной коррекционно-логопедической работе с дошкольниками с ОНР использовались специальные задания и упражнения, направленные на обогащение словаря, развитие словообразовательных умений и навыков, что обеспечило формирование лексико-семантической стороны речи этих детей.
Познавательно о обучении:
Дифференциальный подход к восприятию информации разных модальностей в процессе
развития грамотности детей-билингвов
Согласно данным нейролингвистики представление любой информации, с которой знакомятся дети на уроке, должно предусматривать как можно больше способов её переработки учеником. Прежде всего, это касается сенсорных систем восприятия: визуальной (вижу), аудиальной (слышу), кинестетической (чувствую). П ...
Понятие "андрагогика", сущность андрагогики
Понятие "андрагогика" было введено в научный обиход в 1833 г. немецким историком педагогики А. Каппом. Выстроенное по аналогии со словом "педагогика", оно имеет греческое происхождение (андрос - мужчина, человек; агогейн - вести). Если переводить буквально, андрагогика - это &qu ...
Цели и задачи обучения и воспитания
Под целью проводимой мною работы, я вижу, прежде всего, овладение детьми на элементарном уровне некоторыми приемами логического мышления. Задачи, которые я ставлю перед собой: 1. Обучение детей операциям: анализа – синтеза, сравнения, использованию частицы отрицания «не», классификации, упорядоченн ...