1. Подобрать слова – «родственники» (тема «Зима»).
На доске картинка «Зима». Проводится беседа по картинке.
- А теперь подберите слова – «родственники» к слову «зима». Каким словом можно ласково назвать зиму? (Зимушка.) А как можно назвать день зимой? (Зимний.) А как называются птицы, которые остаются у нас на зиму? (Зимующие.) Каких зимующих птиц вы знаете? А как по-другому сказать «остаются на зиму» ?» (Зимующие.) Итак, какие же вы вспомнили слова-«родственники» к слову зима? (Зимушка, зимний, зимовать, зимующие). Про что можно сказать «зимний» (лес, сад, день), «зимняя» (дорога, погода, пора, стужа), «зимнее» (небо, солнце, утро).
- Посмотрите на картинку. Зимой на крышах, на земле на деревьях лежит . (снег). Подберите слова-«родственники» к слову «снег» (снежинка, снежок). Кого лепят из снега? (Снеговика.) А как сказать о горке, сделанной из снега? (Снежная.) А как называется цветок, который первым появляется из-под снега весной? (Подснежник.) Итак, какие же слова-«родственники» мы подобрали к слову снег (снежок, снежинка, снеговик, снежная, подснежник).
Аналогичная работа проводится в дальнейшем со следующими родственными словами.
Лес, лесок, лесной, лесник;
гриб, грибок, грибник, грибной;
вода, водные, водяной, водолаз, наводнение;
сахар, сахарный, сахарница.
2. Найти «лишне» слово.
Горе, горный, горе;
боль, большой, больница;
водить, вода, водный;
лес, лесник, лестница.
Формирование лексического строя речи проводилось в тесной связи с развитием фонематических процессов, с коррекцией нарушений звукопроизношения, звуковой структуры слова.
С целью определения эффективности коррекционной логопедической работы был проведен контрольный эксперимент. Контрольное исследование проводилось по тем же заданиям двух серияй: серия 1 – исследование словаря и словообразовательных процессов; серия 2 – исследование номинативной функции речи.
Анализ результатов исследуемого №1.
Серия 1. а) из 30 возможных баллов набрал 27 баллов (90%)
б) образование относительных прилагательных – 24 балла (80%)
в) образование качественных прилагательных – 9 баллов (60%)
г) образование притяжательных прилагательных – 9 баллов (60%)
Серия 2. а) называние предметов по картинкам – 39 баллов (86,6%)
б) называние действий по картинкам – 33 балла (73,3%).
Анализ результатов исследуемого №2.
Серия 1. а) называние детенышей животных - 21 балла (70%)
б) образование относительных прилагательных – 24 балла (80%)
в) образование качественных прилагательных – 12 баллов (80%)
г) образование притяжательных прилагательных – 9 баллов (60%)
Серия 2. а) называние предметов по картинкам – 42 балла (93,3%)
б) называние действий по картинкам – 33 балла (73,3%)
Анализ результатов исследуемого №3.
Серия 1. а) называние детенышей животных - 24 балла (80%)
б) образование относительных прилагательных – 18 баллов (60%)
в) образование качественных прилагательных – 10 баллов (66,6%)
г) образование притяжательных прилагательных – 8 баллов (53,3%)
Серия 2. а) называние предметов по картинкам – 42 балла (93,3%)
б) называние действий по картинкам – 38 баллов (84,4%)
Анализ результатов исследуемого №4.
Серия 1. а) называние детенышей животных – 26 баллов (86,6%)
б) образование относительных прилагательных – 18 баллов (60%)
в) образование качественных прилагательных – 11 баллов (73,3%)
г) образование притяжательных прилагательных – 7 баллов (46, 6%)
Серия 2. а) называние предметов по картинкам – 42 балла (93,3%)
б) называние действий по картинкам – 29 баллов (64,4%)
Анализ результатов исследуемого №5.
Серия 1. а) называние детенышей животных – 25 баллов (83,3%)
б) образование относительных прилагательных – 19 баллов (63,3%)
в) образование качественных прилагательных – 11 баллов (73,3%)
г) образование притяжательных прилагательных – 7 баллов (46,6%)
Серия 2. а) называние предметов по картинкам – 43 баллов (95,5%)
б) называние действий по картинкам – 40 баллов (88,8%0
Анализ результатов исследуемого №6.
Серия 1. а) название детёнышей животных - 27баллов (90 %)
б) образование относительных прилагательных -20 баллов (66,6 %)
в) образование качественных прилагательных -13 баллов (86,6%)
г) образование притяжательных прилагательных -10 баллов (66,6%)
Серия 2. а) название предметов по картинкам -45 баллов (100%)
б)название действий по картинкам -42 балла (93,3 %)
Анализ результатов исследуемого №7.
Серия 1. а) название детёнышей животных-37 балла (90%)
Познавательно о обучении:
Обмен нуклеотидов и его нарушения
Нуклеотидами называются соединения, состоящие из азотистого основания, углевода-пентозы и фосфорной кислоты. Примером может служить уридиловая кислота: В типичном нуклеотиде связь между атомом "N" цикла и первым атомом углерода пентоза - b-N-гликозидная, а связь между остатков фосфорной к ...
Выбор метода наблюдения за объектами природы с детьми среднего дошкольного
возраста
Проблемные наблюдения ведутся по многим показателям, охватывают большое количество исследуемых и, как правило, осуществляются коллективно несколькими лицами. Они могут быть использованы и при изучении кратковременных педагогических процессов (например, при изучении структуры и содержания урока). Пр ...
Изучение развития музыкально-творческих способностей дошкольников во всех
видах музыкальной деятельности
Анализ использования разных видов непосредственно образовательной музыкальной деятельности 1. Программное содержание. Программное содержание и задачи, поставленные педагогом на данном занятии по каждому виду музыкальной деятельности — слушанию музыки, пению, музыкально-ритмическим движениям, игре н ...