Логопедическая работа по формированию лексико-семантической стороны речи у старших дошкольников с ОНР

Новая педагогика » Формирование и развитие лексико-семантической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи » Логопедическая работа по формированию лексико-семантической стороны речи у старших дошкольников с ОНР

Страница 6

1. Подобрать слова – «родственники» (тема «Зима»).

На доске картинка «Зима». Проводится беседа по картинке.

- А теперь подберите слова – «родственники» к слову «зима». Каким словом можно ласково назвать зиму? (Зимушка.) А как можно назвать день зимой? (Зимний.) А как называются птицы, которые остаются у нас на зиму? (Зимующие.) Каких зимующих птиц вы знаете? А как по-другому сказать «остаются на зиму» ?» (Зимующие.) Итак, какие же вы вспомнили слова-«родственники» к слову зима? (Зимушка, зимний, зимовать, зимующие). Про что можно сказать «зимний» (лес, сад, день), «зимняя» (дорога, погода, пора, стужа), «зимнее» (небо, солнце, утро).

- Посмотрите на картинку. Зимой на крышах, на земле на деревьях лежит . (снег). Подберите слова-«родственники» к слову «снег» (снежинка, снежок). Кого лепят из снега? (Снеговика.) А как сказать о горке, сделанной из снега? (Снежная.) А как называется цветок, который первым появляется из-под снега весной? (Подснежник.) Итак, какие же слова-«родственники» мы подобрали к слову снег (снежок, снежинка, снеговик, снежная, подснежник).

Аналогичная работа проводится в дальнейшем со следующими родственными словами.

Лес, лесок, лесной, лесник;

гриб, грибок, грибник, грибной;

вода, водные, водяной, водолаз, наводнение;

сахар, сахарный, сахарница.

2. Найти «лишне» слово.

Горе, горный, горе;

боль, большой, больница;

водить, вода, водный;

лес, лесник, лестница.

Формирование лексического строя речи проводилось в тесной связи с развитием фонематических процессов, с коррекцией нарушений звукопроизношения, звуковой структуры слова.

С целью определения эффективности коррекционной логопедической работы был проведен контрольный эксперимент. Контрольное исследование проводилось по тем же заданиям двух серияй: серия 1 – исследование словаря и словообразовательных процессов; серия 2 – исследование номинативной функции речи.

Анализ результатов исследуемого №1.

Серия 1. а) из 30 возможных баллов набрал 27 баллов (90%)

б) образование относительных прилагательных – 24 балла (80%)

в) образование качественных прилагательных – 9 баллов (60%)

г) образование притяжательных прилагательных – 9 баллов (60%)

Серия 2. а) называние предметов по картинкам – 39 баллов (86,6%)

б) называние действий по картинкам – 33 балла (73,3%).

Анализ результатов исследуемого №2.

Серия 1. а) называние детенышей животных - 21 балла (70%)

б) образование относительных прилагательных – 24 балла (80%)

в) образование качественных прилагательных – 12 баллов (80%)

г) образование притяжательных прилагательных – 9 баллов (60%)

Серия 2. а) называние предметов по картинкам – 42 балла (93,3%)

б) называние действий по картинкам – 33 балла (73,3%)

Анализ результатов исследуемого №3.

Серия 1. а) называние детенышей животных - 24 балла (80%)

б) образование относительных прилагательных – 18 баллов (60%)

в) образование качественных прилагательных – 10 баллов (66,6%)

г) образование притяжательных прилагательных – 8 баллов (53,3%)

Серия 2. а) называние предметов по картинкам – 42 балла (93,3%)

б) называние действий по картинкам – 38 баллов (84,4%)

Анализ результатов исследуемого №4.

Серия 1. а) называние детенышей животных – 26 баллов (86,6%)

б) образование относительных прилагательных – 18 баллов (60%)

в) образование качественных прилагательных – 11 баллов (73,3%)

г) образование притяжательных прилагательных – 7 баллов (46, 6%)

Серия 2. а) называние предметов по картинкам – 42 балла (93,3%)

б) называние действий по картинкам – 29 баллов (64,4%)

Анализ результатов исследуемого №5.

Серия 1. а) называние детенышей животных – 25 баллов (83,3%)

б) образование относительных прилагательных – 19 баллов (63,3%)

в) образование качественных прилагательных – 11 баллов (73,3%)

г) образование притяжательных прилагательных – 7 баллов (46,6%)

Серия 2. а) называние предметов по картинкам – 43 баллов (95,5%)

б) называние действий по картинкам – 40 баллов (88,8%0

Анализ результатов исследуемого №6.

Серия 1. а) название детёнышей животных - 27баллов (90 %)

б) образование относительных прилагательных -20 баллов (66,6 %)

в) образование качественных прилагательных -13 баллов (86,6%)

г) образование притяжательных прилагательных -10 баллов (66,6%)

Серия 2. а) название предметов по картинкам -45 баллов (100%)

б)название действий по картинкам -42 балла (93,3 %)

Анализ результатов исследуемого №7.

Серия 1. а) название детёнышей животных-37 балла (90%)

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Познавательно о обучении:

Определение таких понятий, как "учебная деятельность", "активизация учебной деятельности", особенности учебной деятельности младших школьников
Термин " учебная деятельность " сравнительно не нов в психологии и педагогике. Уже в 40-х гг. им воспользовались довольно деятельно. Можно сослаться на одну из сверкающих работ А. Н. Леонтьева " К вопросцу о сознательности учения " , написанную в 1944 г.; базовый труд известного ...

Агрессия и педагогика
До сих пор отношения между психологией, психотерапией и психоанализом, с одной стороны, и педагогикой, с другой, складывались не совсем счастливо. Внедрение психологии в пе­дагогику привело к тенденции патологизации не только детей, но и педагогов. Если ребенок не «приживается» в группе, плохо себя ...

Разработка план – конспектов уроков по разделу «Интерьер жилого дома»
План-конспект №1 Раздел: «Технология обработки конструкционных материалов». Тема урока: "Построение чертежа плечевого изделия на индивидуальную фигуру». Класс: 7. Цели урока: 1. Образовательная: закрепить знания и умения учащихся по разделу “Проектирование и обработка плечевых изделий”. 2. Вос ...

Категории

Copyright © 2019 www.fiteducation.ru