Логопедическая работа по формированию лексико-семантической стороны речи у старших дошкольников с ОНР

Новая педагогика » Формирование и развитие лексико-семантической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи » Логопедическая работа по формированию лексико-семантической стороны речи у старших дошкольников с ОНР

Страница 6

1. Подобрать слова – «родственники» (тема «Зима»).

На доске картинка «Зима». Проводится беседа по картинке.

- А теперь подберите слова – «родственники» к слову «зима». Каким словом можно ласково назвать зиму? (Зимушка.) А как можно назвать день зимой? (Зимний.) А как называются птицы, которые остаются у нас на зиму? (Зимующие.) Каких зимующих птиц вы знаете? А как по-другому сказать «остаются на зиму» ?» (Зимующие.) Итак, какие же вы вспомнили слова-«родственники» к слову зима? (Зимушка, зимний, зимовать, зимующие). Про что можно сказать «зимний» (лес, сад, день), «зимняя» (дорога, погода, пора, стужа), «зимнее» (небо, солнце, утро).

- Посмотрите на картинку. Зимой на крышах, на земле на деревьях лежит . (снег). Подберите слова-«родственники» к слову «снег» (снежинка, снежок). Кого лепят из снега? (Снеговика.) А как сказать о горке, сделанной из снега? (Снежная.) А как называется цветок, который первым появляется из-под снега весной? (Подснежник.) Итак, какие же слова-«родственники» мы подобрали к слову снег (снежок, снежинка, снеговик, снежная, подснежник).

Аналогичная работа проводится в дальнейшем со следующими родственными словами.

Лес, лесок, лесной, лесник;

гриб, грибок, грибник, грибной;

вода, водные, водяной, водолаз, наводнение;

сахар, сахарный, сахарница.

2. Найти «лишне» слово.

Горе, горный, горе;

боль, большой, больница;

водить, вода, водный;

лес, лесник, лестница.

Формирование лексического строя речи проводилось в тесной связи с развитием фонематических процессов, с коррекцией нарушений звукопроизношения, звуковой структуры слова.

С целью определения эффективности коррекционной логопедической работы был проведен контрольный эксперимент. Контрольное исследование проводилось по тем же заданиям двух серияй: серия 1 – исследование словаря и словообразовательных процессов; серия 2 – исследование номинативной функции речи.

Анализ результатов исследуемого №1.

Серия 1. а) из 30 возможных баллов набрал 27 баллов (90%)

б) образование относительных прилагательных – 24 балла (80%)

в) образование качественных прилагательных – 9 баллов (60%)

г) образование притяжательных прилагательных – 9 баллов (60%)

Серия 2. а) называние предметов по картинкам – 39 баллов (86,6%)

б) называние действий по картинкам – 33 балла (73,3%).

Анализ результатов исследуемого №2.

Серия 1. а) называние детенышей животных - 21 балла (70%)

б) образование относительных прилагательных – 24 балла (80%)

в) образование качественных прилагательных – 12 баллов (80%)

г) образование притяжательных прилагательных – 9 баллов (60%)

Серия 2. а) называние предметов по картинкам – 42 балла (93,3%)

б) называние действий по картинкам – 33 балла (73,3%)

Анализ результатов исследуемого №3.

Серия 1. а) называние детенышей животных - 24 балла (80%)

б) образование относительных прилагательных – 18 баллов (60%)

в) образование качественных прилагательных – 10 баллов (66,6%)

г) образование притяжательных прилагательных – 8 баллов (53,3%)

Серия 2. а) называние предметов по картинкам – 42 балла (93,3%)

б) называние действий по картинкам – 38 баллов (84,4%)

Анализ результатов исследуемого №4.

Серия 1. а) называние детенышей животных – 26 баллов (86,6%)

б) образование относительных прилагательных – 18 баллов (60%)

в) образование качественных прилагательных – 11 баллов (73,3%)

г) образование притяжательных прилагательных – 7 баллов (46, 6%)

Серия 2. а) называние предметов по картинкам – 42 балла (93,3%)

б) называние действий по картинкам – 29 баллов (64,4%)

Анализ результатов исследуемого №5.

Серия 1. а) называние детенышей животных – 25 баллов (83,3%)

б) образование относительных прилагательных – 19 баллов (63,3%)

в) образование качественных прилагательных – 11 баллов (73,3%)

г) образование притяжательных прилагательных – 7 баллов (46,6%)

Серия 2. а) называние предметов по картинкам – 43 баллов (95,5%)

б) называние действий по картинкам – 40 баллов (88,8%0

Анализ результатов исследуемого №6.

Серия 1. а) название детёнышей животных - 27баллов (90 %)

б) образование относительных прилагательных -20 баллов (66,6 %)

в) образование качественных прилагательных -13 баллов (86,6%)

г) образование притяжательных прилагательных -10 баллов (66,6%)

Серия 2. а) название предметов по картинкам -45 баллов (100%)

б)название действий по картинкам -42 балла (93,3 %)

Анализ результатов исследуемого №7.

Серия 1. а) название детёнышей животных-37 балла (90%)

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Познавательно о обучении:

Характеристика модели обучения как дидактической категории
Образование есть целенаправленный процесс (или деятельность) воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства. Педагогическая наука изучает обучение и воспитание в их единстве и целостности. Выделяют, соответственно, педагогические дисциплины – теорию обучения и теорию воспитания. ...

Игра как средство социальной адаптации
Игра издавна славится своими воспитательными особенностями. Г.В. Плеханов считал, что игра возникает в ответ на потребность общества в подготовке подрастающего поколения к жизни в этом обществе и как деятельность, отделившаяся от продуктивной трудовой деятельности и представляющая собой воспроизвед ...

Педагогический такт и культура общения учителя. Упражнения в проведение коммуникативной атаки
При помощи такта можно добиться успеха даже и в тех случаях, когда нельзя ничего сделать при помощи силы. Д. Леббок, английский моралист 1. Педагогический такт 2. Тренинг по анализу педагогических ситуаций Упражнения по развитию умений управлять общением Психология педагогического взаимодействия Пр ...

Категории

Copyright © 2021 www.fiteducation.ru