В понимании психологической защиты на сегодняшний день в литературе отсутствует единое мнение. Первое упоминание о защите содержится в конце второй части "Предварительного сообщения" Бройера и Фрейда, представляющей собой один из разделов "Исследования по истерии". Впервые З. Фрейд самостоятельно употребляет термин "защита" в своей работе "Защитные нейропсихозы". Позднее, в "Этиологии истерии" Фрейдом впервые подробно описано функциональное назначение защиты или ее цель. Она заключается "в ослаблении интрапсихического конфликта (напряжения, беспокойства), обусловленного противоречием между инстинктивными импульсами бессознательного и интериоризированными требованиями внешней среды, возникающими в результате социального взаимодействия".
В дальнейшем в таких сочинениях как "Концепция подавления", "По ту сторону принципа удовольствия", "Психология масс и анализ "Я", "Я" и "Оно" и др. термин "защита" был заменен Фрейдом на "подавление". В приложении к работе "Подавление, симптомы и беспокойство" Фрейд вернулся к старой концепции защиты, введя, наряду с подавлением, специальные обозначения для других механизмов защиты, которые используются в научной литературе до сих пор. Были определены, таким образом, феноменология, цель и психологический субъект защиты.
Последнее высказывание по этой проблеме встречается в статье Фрейда "Крайний и бескрайний анализ". В этой работе защита впервые представлена "как общее наименование всех тех механизмов", которые, будучи продуктами развития и научения, ослабляют диалектически единый внутренне-внешний конфликт и регулируют индивидуальное поведение. То есть, явление связывается с основными функциями психики: приспособлением, уравновешиванием и регуляцией.
Взгляды А. Фрейд принципиально не отличаются от взглядов З. Фрейда последних лет его творчества. Ее заслуга заключатся в попытке создания целостной теоретической системы защитных механизмов. В своей фундаментальной монографии она впервые подробно описала различные способы защитного поведения. Механизмы защиты рассматривались ею как перцептивные, интеллектуальные и двигательные автоматизмы разной степени сложности, возникшие в процессе непроизвольного и произвольного научения; определяющее значение в их образовании придавалось травмирующим событиям в сфере ранних межличностных отношений. Речь идет, таким образом, о генезисе защиты. А. Фрейд выделено несколько критериев классификации защитных механизмов, таких как: локализация угрозы "Я", время образования в онтогенезе, степень конструктивности. Последний критерий нашел дальнейшее развитие в современном делении механизмов защиты на первичные и вторичные, примитивные и развитые, менее или более осознанные, адаптивные и неадаптивные. Она же до конца развила идею З. Фрейда о связи между отдельными способами защиты и соответствующими неврозами, определила роль защитных механизмов в норме и патологии индивидуального развития. И, наконец, А. Фрейд дает первую развернутую дефиницию защитных механизмов: "Защитные механизмы - это деятельность "Я", которая начинается, когда "Я" подвержено чрезмерной активности побуждений или соответствующих им аффектов, представляющих для него опасность. Они функционируют автоматично, не согласуясь с сознанием".
В этом определении заключена важная мысль об отнесении защиты к тому виду бессознательных явлений, которые мы называем автоматизмами. "Любое субъективно неприемлемое смысловое содержание, прежде чем подвергнуться подавлению или трансформации, должно быть хотя бы на короткое время осознано как таковое. Затем, простая мыслительная операция свертывается, фиксируется и приобретает условно-рефлекторный, непроизвольный, автоматический характер".
Познавательно о обучении:
Понятие «метод», «прием», «учебная
деятельность». Исследования по данной проблеме
Понятие «учебная деятельность» достаточно неоднозначно. В широком смысле слова она иногда рассматривается как синоним научения, учения и даже обучения. В узком смысле, согласно Д.Б. Эльконину, — это ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте. В работах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, А.К. ...
Роль семьи в воспитании эмоциональной отзывчивости дошкольника
Важно, чтобы и в семье, и в дошкольном учреждении требования были одинаково посильными для ребенка, согласованными между родителями и педагогами. Значительная роль в развитии и воспитании у ребенка дошкольного возраста эмоций сопереживания и сочувствия принадлежит семье. В условиях семьи складывает ...
Урок – основная форма организации занятий с
учащимися,отнесенными к специальной медицинской
группе
Ученики, отнесенные к специальной группе, занимаются по особой программе. В ее основу проложено содержание общей программы, из практического раздела которой исключены средства физического воспитания, способные вызывать перенапряжения организма, например, физические упражнения, приводящие к максимал ...