Формирование гражданского воспитания во внеклассной работе

Страница 1

Говоря о содержании, формах и методах гражданского воспитания по внеурочной деятельности, отметим, что все мероприятия, которые проводят учителя, должны опираться на знания, полученные в процессе изучения основ наук, быть логическим продолжением учебной деятельности, учитывать возрастные и индивидуальные особенности старшеклассников, их интересы и желания.

Исследования свидетельствуют, что одной из наиболее распространенных, чаще всего используемых форм гражданского воспитания является беседа. Она используется как метод для выяснения непонятного (Т. Демьянюк), может быть индивидуальной или групповой, а ее результативность зависит от того, кто ведет беседу (учитель, ученик), знает проблему, сам умеет слушать, анализировать, обобщать, строить заключения, а также иметь собственную точку зрения, натренированную память, авторитет среди слушателей.

На первый взгляд кажется, что использование метода беседы в воспитательной деятельности с учениками старших классов является малоэффективным. Однако, если эта работа проводится по определенной программе, которая сложилась в практике воспитательной работы школы на протяжении значительного периода, можно говорить о значительном потенциале этого воспитательного мероприятия и его достаточной эффективности в работе со старшеклассниками.

Чаще всего метод беседы применяют во время проведения воспитательных, классных, просветительско-воспитательных часов или же, как вступительное слово к другим воспитательным мероприятиям. Во время их проведения могут применяться элементы лекции, сообщения, рассказа и т.п. При этом важно восторженно, с добрым расположением духа подать информацию, заинтересовав ею учеников. Старшеклассники за период обучения в школе накопили определенную информацию по той или другой теме. Именно поэтому, лишь бы они ощущали себя не посторонними слушателями, а были активными участниками беседы, которую проводит учитель или их одноклассник, важно предварительно поручить нескольким воспитанникам подготовить выступление или сообщение, подобрать произведение искусства (репродукции картин, произведения прикладного искусства, записи музыкальных произведений), сделать обзор газетных или журнальных статей. В заключительной части беседы важно сделать выводы на основе освещения темы, побуждая тем самым учеников к самообразованию и самосовершенствованию, формированию тех положительных качеств и черт характера, о которых шла речь в процессе воспитательного мероприятия.

Каждый народ, нация имеют определенные достижения в развитии культуры, науки, техники, экономики. Представители разных народов делают открытия, которые становятся достоянием всех народов мира, общечеловеческими достижениями. Именно поэтому беседы о национальных приоритетах белорусского народа должны иметь наивысший статус в содержании воспитания. Здесь наблюдается прямая закономерность воспитания: чем глубже старшеклассники проникают в казну духовной культуры, истории Беларуси, тем глубже являются их патриотичные чувства, более стойкими - гражданские позиции.

Тяжело переоценить ту роль, которую играют дискуссии в формировании гражданских качеств, старшеклассников. Эта форма воспитательной работы нуждается в основательной подготовке: определение темы, из предыдущей подготовки вопросы для обсуждения, обработка необходимой литературы, продумывание тезисов выступлений. Учитель должен основательно подготовиться к дискуссии: факты, которыми он оперирует, должны быть яркими, убедительными, побуждать воспитанников к активной деятельности. "Главное, что определяет эффективность слова учителя, - писал В. Сухомлинский, - его честность. Ученики очень тонко ощущают правдивость слова учителя. Еще тоньше они ощущают неправдивое лицемерное слово". Во время диспутов и дискуссий на следующие темы тренируется ум учеников. Эти темы такие, как "Нужен ли я Беларуси таким, какой я есть сегодня?", "В чем смысл жизни?", "Каким гражданским качествам ты отдаешь предпочтение и почему?", "Какие черты и качества характера присущи беларусу?", "В чем сущность белорусской ментальности?", "Что означает для тебя быть патриотом Беларуси?", "Где лучше всего место на Земле?", "Демократия как свобода в рамках закона", "Первая Конституция Беларуси". Кроме этого развивается их интеллектуальный и творческий потенциал, происходит переоценка ценностей, воспитанники задумываются над своим гражданским "Я".

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Познавательно о обучении:

Речь как основное средство педагогического взаимодействия. Развитие коммуникативных способностей педагога
Преподавателю слово дано не для того, чтобы усыпить свою мысль, а чтобы будить чужую. В.О. Ключевский Речь как основное средство педагогического взаимодействия 2. Упражнения на развитие фонационного дыхания 3. Упражнения на развитие голоса 4. Упражнения на развитие выразительности речи 5. Упражнени ...

Изучение развития музыкально-творческих способностей дошкольников во всех видах музыкальной деятельности
Анализ использования разных видов непосредственно образовательной музыкальной деятельности 1. Программное содержание. Программное содержание и задачи, поставленные педагогом на данном занятии по каждому виду музыкальной деятельности — слушанию музыки, пению, музыкально-ритмическим движениям, игре н ...

Изучение развития детей группы компенсирующей направленности
Списочный состав детей экспериментальной группы экспериментальная группа «звездочки» № п/п Имя Ф. Возраст Заключение Арина Х. 6 Дислалия Лилия Я. 5,5 Дислалия Альбина Х. 5,6 Дислалия Ильнур Ш. 5,6 Дислалия Марат С. 5,8 Дислалия Денис И. 5,11 Дислалия Данис Ш. 5,9 Дислалия Карина Ф. 5,6 Дислалия Аму ...

Категории

Copyright © 2019 www.fiteducation.ru