Психолого-педагогическая характеристика учащихся подросткового возраста

Новая педагогика » Контроль знаний учащихся по курсу алгебры 7 класса » Психолого-педагогическая характеристика учащихся подросткового возраста

Страница 1

В развитии ребёнка в психолого-педагогической литературе определяется несколько этапов (возрастных периодов): младенчество (от рождения до 1 года); раннее детство (от года до 3 лет); дошкольный возраст (от 3 до 7 лет); младший школьный возраст (от 7 до 11 лет); подростковый, или средний школьный возраст (от 11 до 15 лет) и раннюю юность, или старший школьный возраст (от 15 до 18 лет). Все эти этапы по-своему особенные, но каждая возрастная ступень развития ребёнка содержит в себе элементы предыдущей и зачатки последующей. Купить пеллетный котел отопления zota kotel-zota.ru.

При организации учебно-воспитательной работы, опираясь на то, что освоено на предыдущей ступени, необходимо помнить о тех возможностях, которые откроет последующая ступень (зона ближайшего развития).

Младший школьный возраст является периодом относительно спокойного анатомо-физиологического созревания организма ребёнка, становления характера и развития его психических процессов, в то время как средний школьный возраст (подростковый) – это возраст бурного роста ребёнка во всех отношениях. Этот период считается переходным от детского к взрослому состоянию (переломным), то есть подросток – ещё не взрослый человек, но уже и не ребёнок.

Подростковый или средний школьный возраст подробно исследовал в своих работах Лев Семёнович Выготский. Лев Семёнович отмечал, что в данном этапе развития ребёнка, период разрушения и отмирания старых интересов впоследствии уступает созреванию новой биологической основы, на которой развиваются новые интересы, такие, как:

интерес к собственной личности,

тяга к сопротивлению, волевым напряжениям (могут проявляться в упрямстве, хулиганстве и др.),

стремление к неизвестному, рискованному.

Развитие произвольности всех психических процессов можно отметить как важное психическое новообразование подросткового возраста, так как подросток самостоятельно может организовывать своё внимание, мышление, воображение, память.

Восприятие подростка более целенаправленно, организованно и планомерно, в отличие от восприятия младшего школьника. Порой оно может поражать своей поверхностностью, а иногда может отличаться тонкостью и глубиной. Характерная особенность учеников среднего школьного возраста – это неумение связать восприятие окружающего мира с учебным материалом.

Одной из характерных черт внимания учеников подросткового периода является их специфическая избирательность: интересные уроки или дела могут на долго увлечь подростков и сосредоточить их внимание на одном материале или явлении. Однако, лёгкая возбудимость и интерес к необычному, очень часто является причиной непроизвольного переключения внимания. Такая организация учебно-воспитательного процесса может оправдать себя в том случае, если у подростков нет ни возможности, ни желания отвлекаться на посторонние дела.

Именно в подростковом периоде развития ребёнка происходят существенные сдвиги в мыслительной деятельности. Мышление подростков постепенно становится более последовательным, систематизированным. Изменяется соотношение между конкретно-образным мышлением и абстрактным в пользу последнего. Критичность – новая черта в мышлении подростка. Он стремится иметь своё мнение, склонен к спорам и возражениям, при этом, не опираясь на авторитет учителя или учебный материал. Данный возраст благоприятен для развития именно творческого мышления. Ученикам необходимо постоянно предлагать решать проблемные задачи, выделять главное, сравнивать, находить сходные и отличительные черты, дабы не упустить возможности сензитивного периода.

Страницы: 1 2 3 4

Познавательно о обучении:

Методика изучения физики
Методика изучения физики может быть представлена в виде определенной последовательности ступеней работы. Эти ступени четко структурируют каждый урок (речь идет о сдвоенных уроках в начале учебного дня, идущих каждый день в течение 3–4-х недельного периода – учебной эпохи-погружения по данному предм ...

Проблема врождённых эмоций и чувств
Если исходить из биологического взгляда на эмоции, то очевидно выглядит врождённость эмоций, хотя бы в силу врождённости анатомо-физиологического аппарата выражения эмоций. Естественно, что исследователь поведения животных Реми Шовен, отказался сравнивать человека и животных в интеллектуальной сфер ...

Методика использования занимательных заданий во внеурочное время
Самыми популярными видами учебного процесса на сегодняшний день являются внеклассные мероприятия. Их использование повышает интерес к учебе и знаниям, формируют сплоченный коллектив. Видов внеклассных мероприятий существуют довольно много. Самые распространенные из них представляют собой подражание ...

Категории

Copyright © 2018 www.fiteducation.ru