Констатирующий эксперимент был направлен на изучение уровня сформированности грамматически правильной речи детей у младших дошкольников.
Исследовательская экспериментальная работа проводилась на ДУЗ «Солнышко» в селе Табачное, в группе младшего дошкольного возраста. На момент констатирующего эксперимента в группе находилось 20 детей. Дети одинаковые по возрасту, посещают дошкольное учреждение 2 года, их обучение ведется по программе «Я у світі».
Для получения необходимых сведений использовалась диагностика, по программе М.М. Алексеева, В.И. Яшина «Речевое развитие дошкольников».
Цель методики: изучить особенности грамматически правильной речи детей младшего дошкольного возраста.
Описание методики: с детьми были установлены доверительные отношения, был предложен разговор на тему: «Опиши картинку и игрушку». Обследовали речь детей в индивидуальном порядке (20 детей). Для обследования был подобран наглядный материал: игрушка – котенок, сюжетная картинка, на которой изображены дети на прогулке.
Для изучения грамматически правильной речи нами были определены критерии и показатели оценивания усвоения детьми грамматического строя родной речи. Опишем их.
Первый критерий – усвоение морфологической речи дошкольников, где показателями были:
- умение согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе;
- согласование слов в падеже, понимание и употребление существительных с предлогами (в, на, под, около);
- усвоение формы родительного падежа единственного и множественного числа.
По морфологии, описание: 1) Рассматриваются (в форме игры) две куклы Маша и Даша (их внешний вид: цвет волос, глаз; одежда, обувь). – Во что одета Маша?
Какое у нее платье, какого цвета? (Платье синее, синего цвета). Какие волосы? (Светлые, белые). Что у Маши на ногах? (Носки, туфли). – Посмотрим, во что одета
Даша. Что это у нее? (Брюки, свитер) и т.д.
2) Игра «Расставим посуду на место». – Пришла девочка на кухню и удивилась – там такой беспорядок!
Кастрюля под столом, чашки с блюдцами на окне, чайник под стулом, ложки и вилки в сковороде, сковорода около шкафа. – Давайте расставим все по местам. – Где стоит кастрюля? (Под столом.) – Куда мы ее поставим? (На плиту.) – Где стоят чашки с блюдцами? (На окне.) – Куда мы поставим чашки с блюдцами? (В буфет.) – Ложки и вилки где лежат? (В сковороде.) – Куда мы положим ложки и вилки? (В ящик стола или стол.) – Где стоит сковорода? (Около шкафа.) – Куда мы поставим сковороду? (На плиту около кастрюли.) – Где стоял чайник? (Под стулом.) – Куда поставим чайник? (На плиту.)
3) Игра «Угадай, чего не стало».
На столе карандаши, ручки, ножницы, книги, тетради. Воспитатель (кукла, мишка) убирает ручку, карандаш или книгу. Дети отгадывают.
- Чего не стало? (Ручки, карандаша, книги.)
Воспитатель убирает тетради.
- Чего не стало? (Тетрадей.) и т.д.
Второй критерий – усвоение навыков словообразования:
- умение правильно называть животных и их детенышей в единственном и множественном числе;
- употребление в речи существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.
В словообразовании: 1) Рассматриваются картинки с изображениями собаки и щенка, кошки и котенка, козы и козленка, коровы и теленка.
Кто это? (Кошка) Кто у кошки? (Котенок) Один котенок, а если их много, как говорят? (Котята)
Кто это? (Собака) Кто у собаки? (Щенок) Один щенок, а если их много, как говорят? (Щенята)
Кто это? (Корова) Кто у коровы? (Теленок) Если их много? (Телята) И т.д.
2) Детям предлагаются картинки с изображениями предметов и животных разной величины.
Это что? (Дом) Этот дом большой, а этот? (Маленький) Как можно сказать, чтобы было понятно, что он маленький? (Домик)
Это кто? (Заяц) Какой он? (Большой) А этот? (Маленький… зайчик) А еще как можно сказать? (Заинька)
То же со словами: кошка-котенок, котеночек; утка-утенок, утеночек; лягушка-лягушонок и др.
Третий критерий – усвоение навыков в области построения предложений (синтаксис):
- умения употреблять простые предложения;
В синтаксисе: 1) Детям показывают картинки из альбома О.И. Соловьевой «Говори правильно», предлагают рассмотреть их и ответить на вопросы:
- Что делает девочка? (Девочка рисует). – Что делают ребята? (Ребята слушают радио) и т.д.
Познавательно о обучении:
Методические советы при работе по триз-технологии
Совет № 1. Формулируйте детям проблему в виде противоречия. Например. Дождь должен идти, чтобы был хороший урожай, и его не должно быть, чтобы этот урожай можно было вовремя убрать. Домашние задания должны быть, чтобы лучше усвоить материал, и их не должно быть, чтобы было больше времени на отдых. ...
Способы предъявления софизмов
Способы предъявления софизмов могут быть различными. Рассмотрим некоторые из них. 1. Текст софизма записывается на доску до начала урока и учитель обращает внимание учеников, что они могут во время перемены подумать над заданием. В начале урока учитель даёт ещё 3-5 минут на обдумывание, после чего ...
Мастерство учителя в управлении учебно-воспитательным процессом
Что должны знать студенты: формы и структуру групповых дел и групповой деятельности; приемы прогнозирования взаимодействия с воспитуемым; цели, задачи учебной работы и способы их реализации; взаимосвязь культуры педагогического труда и педмастерства на уроке. Что должны уметь студенты: управлять св ...