Содержание и методика изучения формирования грамматической стороны речи детей 5-го года жизни

Новая педагогика » Формирование грамматически правильной речи детей четырех лет » Содержание и методика изучения формирования грамматической стороны речи детей 5-го года жизни

Страница 1

Констатирующий эксперимент был направлен на изучение уровня сформированности грамматически правильной речи детей у младших дошкольников.

Исследовательская экспериментальная работа проводилась на ДУЗ «Солнышко» в селе Табачное, в группе младшего дошкольного возраста. На момент констатирующего эксперимента в группе находилось 20 детей. Дети одинаковые по возрасту, посещают дошкольное учреждение 2 года, их обучение ведется по программе «Я у світі».

Для получения необходимых сведений использовалась диагностика, по программе М.М. Алексеева, В.И. Яшина «Речевое развитие дошкольников».

Цель методики: изучить особенности грамматически правильной речи детей младшего дошкольного возраста.

Описание методики: с детьми были установлены доверительные отношения, был предложен разговор на тему: «Опиши картинку и игрушку». Обследовали речь детей в индивидуальном порядке (20 детей). Для обследования был подобран наглядный материал: игрушка – котенок, сюжетная картинка, на которой изображены дети на прогулке.

Для изучения грамматически правильной речи нами были определены критерии и показатели оценивания усвоения детьми грамматического строя родной речи. Опишем их.

Первый критерий – усвоение морфологической речи дошкольников, где показателями были:

- умение согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе;

- согласование слов в падеже, понимание и употребление существительных с предлогами (в, на, под, около);

- усвоение формы родительного падежа единственного и множественного числа.

По морфологии, описание: 1) Рассматриваются (в форме игры) две куклы Маша и Даша (их внешний вид: цвет волос, глаз; одежда, обувь). – Во что одета Маша?

Какое у нее платье, какого цвета? (Платье синее, синего цвета). Какие волосы? (Светлые, белые). Что у Маши на ногах? (Носки, туфли). – Посмотрим, во что одета

Даша. Что это у нее? (Брюки, свитер) и т.д.

2) Игра «Расставим посуду на место». – Пришла девочка на кухню и удивилась – там такой беспорядок!

Кастрюля под столом, чашки с блюдцами на окне, чайник под стулом, ложки и вилки в сковороде, сковорода около шкафа. – Давайте расставим все по местам. – Где стоит кастрюля? (Под столом.) – Куда мы ее поставим? (На плиту.) – Где стоят чашки с блюдцами? (На окне.) – Куда мы поставим чашки с блюдцами? (В буфет.) – Ложки и вилки где лежат? (В сковороде.) – Куда мы положим ложки и вилки? (В ящик стола или стол.) – Где стоит сковорода? (Около шкафа.) – Куда мы поставим сковороду? (На плиту около кастрюли.) – Где стоял чайник? (Под стулом.) – Куда поставим чайник? (На плиту.)

3) Игра «Угадай, чего не стало».

На столе карандаши, ручки, ножницы, книги, тетради. Воспитатель (кукла, мишка) убирает ручку, карандаш или книгу. Дети отгадывают.

- Чего не стало? (Ручки, карандаша, книги.)

Воспитатель убирает тетради.

- Чего не стало? (Тетрадей.) и т.д.

Второй критерий – усвоение навыков словообразования:

- умение правильно называть животных и их детенышей в единственном и множественном числе;

- употребление в речи существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

В словообразовании: 1) Рассматриваются картинки с изображениями собаки и щенка, кошки и котенка, козы и козленка, коровы и теленка.

Кто это? (Кошка) Кто у кошки? (Котенок) Один котенок, а если их много, как говорят? (Котята)

Кто это? (Собака) Кто у собаки? (Щенок) Один щенок, а если их много, как говорят? (Щенята)

Кто это? (Корова) Кто у коровы? (Теленок) Если их много? (Телята) И т.д.

2) Детям предлагаются картинки с изображениями предметов и животных разной величины.

Это что? (Дом) Этот дом большой, а этот? (Маленький) Как можно сказать, чтобы было понятно, что он маленький? (Домик)

Это кто? (Заяц) Какой он? (Большой) А этот? (Маленький… зайчик) А еще как можно сказать? (Заинька)

То же со словами: кошка-котенок, котеночек; утка-утенок, утеночек; лягушка-лягушонок и др.

Третий критерий – усвоение навыков в области построения предложений (синтаксис):

- умения употреблять простые предложения;

В синтаксисе: 1) Детям показывают картинки из альбома О.И. Соловьевой «Говори правильно», предлагают рассмотреть их и ответить на вопросы:

- Что делает девочка? (Девочка рисует). – Что делают ребята? (Ребята слушают радио) и т.д.

Страницы: 1 2

Познавательно о обучении:

Роль педагогического анализа урока в повышении педагогического мастерства
Педагогическое наблюдение и анализ урока (а также и самоанализ) – важнейший фактор совершенствования учебно-воспитательного процесса на основе внедрения в практику современной теории обучения и воспитания учащихся. Анализом учебно-воспитательной деятельности учителя занимаются многие, включая студе ...

Описание учебных задач и уточнение целей обучения
В ходе анализа (первые два шага этапа «Описание целей и условий обучения») описываются цели разработки учебных материалов, выявляются особенности целевой группы (контингент учащихся), уточняется совокупность используемых средств обучения. Всё готово к заключительному шагу первого этапа: описание уч ...

Модель проектного обучения
Данная модель сложилась на основе метода проектов, который возник еще в 20-е годы нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его уч ...

Категории

Copyright © 2019 www.fiteducation.ru