Педагогический анализ урока

Страница 1

Объектом постоянного внимания руководителей школы является посещение и педагогический анализ урока. В разные периоды развития школы существовали реальные и ирреальные нормативы посещения уроков администрацией школы. Но совершенно очевидна обратная зависимость между количеством посещенных уроков и качеством их анализа. Школьная практика показывает, что руководители школ и учителя испытывают наибольшие трудности при анализе урока в определении триединой дидактической цели, в выборе форм и методов активизации познавательной деятельности учащихся, в оптимальной реализации собственных профессионально-личностных возможностей на уроке. С каких бы позиций мы не рассматривали общее образование, любой его аспект так или иначе нацелен на организацию и проведение эффективного урока. Урок является «ядерным», основополагающим элементом образовательной системы.

П.И. Пидкасистый определяя сущность и назначение урока, выделяет в нем две составляющие: 1) коллективно-индивидуальное взаимодействие учителя и учащихся, в результате которого происходит усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их способностей, опыта деятельности, общения и отношений, 2) совершенствование педагогического мастерства учителя в процессе деятельности .

Чтобы осуществить педагогический

анализ урока, нужно, прежде всего, расчленить его на части (этапы), отвечающие его сущности. Суть системного подхода состоит в том, чтобы не вырывать части из целого, а рассматривать их в целом (уроке) и в связи с другими частями (этапами) урока.

Следующим шагом является оценка каждой части (этапа). Затем оценивается правильность постановки триединой дидактический цели и отбора содержания под эту цель; адекватность методов и форм, а также совокупности способов, средств и воздействий, организации учебно-познавательной деятельности учащихся содержанию этапа и дидактической цели.

Урок имеет определенное содержание, то есть, то, что наполняет активность всех участников и сотворцов группового занятия, и то, ради чего организуется групповая активность.

Урок организуется как вполне определенная деятельность субъектов, как единственный способ овладения содержанием; эта деятельность имеет цель, которая достигается в процессе активной деятельности всех членов группы и педагога.

Урок выстраивается благодаря конструируемым взаимодействиям и взаимоотношениям субъектов деятельности, разрушение которых немедленно влечет за собою разрушение урока и развитие которых содействует совершенствованию урока в целом и всех его элементов, в частности.

Субстанция урока (тело урока, здание урока, конструкция урока) состоит из трех основных блоков. Их, в первую очередь, выстраивает педагог – сначала мысленно в ходе замысла и подготовки урока, потом реально в ходе практических действий.

Анализ урока имеет своим составом систему этих трех сущностных блоков: «содержание урока», «организация деятельности», «взаимоотношения на уроке».

Педагог направляет внимание именно на эти слагаемые, оценивает качество этих блоков, имея свою мерку оценки – свои субъективные критерии. В этой субъективности критериев и прячется трудность проблемы: а каковы объективные критерии оценки? Что может служить общей меркой оценки этих блоков? Ведь анализ подразумевает не только вычленение составных элементов, но и оценивание этих элементов.

Научный анализ тех или иных явлений учебно-воспитательного процесса – это профессиональный вид деятельности руководителя, инспектора, требующий специальной методической подготовки, хорошего знания теории урока, понимания роли и значимости принципов обучения в построении урока, ясного представления о конкретных требованиях, вытекающих из этих принципов, и т.д.

В настоящее время можно выделить два широко распространенных в практике подхода к анализу урока. Первый из них называется поэлементным анализом урока. Е.Н. Поляков пишет: «В педагогической литературе . рекомендуется тематический или, точнее сказать, поэлементный анализ урока, при котором каждый элемент урока (содержание, методы, поведение учащихся, речь учителя и т. д.) рассматривается автономно, независимо от других элементов и общих дидактических задач»

Страницы: 1 2 3 4

Познавательно о обучении:

Выявление нарушения речевого развития у детей-билингвов
Контингент изученных детей составили учащиеся массовой школы из семей, где родной язык – русский. Исследование проводилось на базе средней школы №1 г. Айзкраукле (Латвия), обучающейся по билингвальной программе образования (2-я модель, предусматривающая в начальных классах 50%-95% интегрированного ...

Исследование уровня развития творческих способностей учащихся в условиях современного образования
Для исследования развития творческих способностей нами был проведён формирующий эксперимент. База эксперимента: ГОСШ №1 г. Пинска, 3 "А" класс. Эксперимент проводился в несколько этапов. На первом этапе мы: А) определили цели и задачи исследования творческих способностей подросткового воз ...

Результаты изучения самостоятельности младших школьников
Заключительным этапом экспериментальной работы стало повторное наблюдение самостоятельной деятельности школьников двух групп. Наблюдение осуществлялось по той же схеме, критерии и показатели сформированности самостоятельности школьников остались без изменений. В ходе наблюдений были получены следую ...

Категории

Copyright © 2021 www.fiteducation.ru