Педагогический анализ урока

Страница 1

Объектом постоянного внимания руководителей школы является посещение и педагогический анализ урока. В разные периоды развития школы существовали реальные и ирреальные нормативы посещения уроков администрацией школы. Но совершенно очевидна обратная зависимость между количеством посещенных уроков и качеством их анализа. Школьная практика показывает, что руководители школ и учителя испытывают наибольшие трудности при анализе урока в определении триединой дидактической цели, в выборе форм и методов активизации познавательной деятельности учащихся, в оптимальной реализации собственных профессионально-личностных возможностей на уроке. С каких бы позиций мы не рассматривали общее образование, любой его аспект так или иначе нацелен на организацию и проведение эффективного урока. Урок является «ядерным», основополагающим элементом образовательной системы.

П.И. Пидкасистый определяя сущность и назначение урока, выделяет в нем две составляющие: 1) коллективно-индивидуальное взаимодействие учителя и учащихся, в результате которого происходит усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их способностей, опыта деятельности, общения и отношений, 2) совершенствование педагогического мастерства учителя в процессе деятельности .

Чтобы осуществить педагогический

анализ урока, нужно, прежде всего, расчленить его на части (этапы), отвечающие его сущности. Суть системного подхода состоит в том, чтобы не вырывать части из целого, а рассматривать их в целом (уроке) и в связи с другими частями (этапами) урока.

Следующим шагом является оценка каждой части (этапа). Затем оценивается правильность постановки триединой дидактический цели и отбора содержания под эту цель; адекватность методов и форм, а также совокупности способов, средств и воздействий, организации учебно-познавательной деятельности учащихся содержанию этапа и дидактической цели.

Урок имеет определенное содержание, то есть, то, что наполняет активность всех участников и сотворцов группового занятия, и то, ради чего организуется групповая активность.

Урок организуется как вполне определенная деятельность субъектов, как единственный способ овладения содержанием; эта деятельность имеет цель, которая достигается в процессе активной деятельности всех членов группы и педагога.

Урок выстраивается благодаря конструируемым взаимодействиям и взаимоотношениям субъектов деятельности, разрушение которых немедленно влечет за собою разрушение урока и развитие которых содействует совершенствованию урока в целом и всех его элементов, в частности.

Субстанция урока (тело урока, здание урока, конструкция урока) состоит из трех основных блоков. Их, в первую очередь, выстраивает педагог – сначала мысленно в ходе замысла и подготовки урока, потом реально в ходе практических действий.

Анализ урока имеет своим составом систему этих трех сущностных блоков: «содержание урока», «организация деятельности», «взаимоотношения на уроке».

Педагог направляет внимание именно на эти слагаемые, оценивает качество этих блоков, имея свою мерку оценки – свои субъективные критерии. В этой субъективности критериев и прячется трудность проблемы: а каковы объективные критерии оценки? Что может служить общей меркой оценки этих блоков? Ведь анализ подразумевает не только вычленение составных элементов, но и оценивание этих элементов.

Научный анализ тех или иных явлений учебно-воспитательного процесса – это профессиональный вид деятельности руководителя, инспектора, требующий специальной методической подготовки, хорошего знания теории урока, понимания роли и значимости принципов обучения в построении урока, ясного представления о конкретных требованиях, вытекающих из этих принципов, и т.д.

В настоящее время можно выделить два широко распространенных в практике подхода к анализу урока. Первый из них называется поэлементным анализом урока. Е.Н. Поляков пишет: «В педагогической литературе . рекомендуется тематический или, точнее сказать, поэлементный анализ урока, при котором каждый элемент урока (содержание, методы, поведение учащихся, речь учителя и т. д.) рассматривается автономно, независимо от других элементов и общих дидактических задач»

Страницы: 1 2 3 4

Познавательно о обучении:

Развернутые сценарии уроков технологии
Урок № 1 Раздел программы: Работа с бумагой и картоном Тема: Оригами. Аппликации «Яблочко» Класс: 1 класс Время работы: 45 минут Цели урока: Образовательная: учить выполнять аппликации в технике оригами, закрепить знание свойств бумаги и картона; учить выполнять разметку деталей, пользоваться ножни ...

Организация внеучебной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС второго поколения
Внеурочная (внеучебная) деятельность учащихся - деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, ...

Анализ возможностей дистанционного обучения взрослых в Забайкальском крае
Чтобы провести анализ возможностей дистанционного обучения взрослых в Забайкальском крае, мною была использована система Интернет, где с помощью поисковой системы анализировался материал, связанный с дистанционным образованием в городе Чите и крае. В итоге было выяснено, что в нашем крае дистанцион ...

Категории

Copyright © 2020 www.fiteducation.ru