Педагогический анализ урока

Страница 3

Любой этап урока необходимо изучать через анализ обучающей, воспитывающей и развивающей его сторон, не выпуская из поля зрения дидактическую цель.

Начинать надо с морфологического анализа этапа, в ходе которого выделяются дидактическая задача, содержание учебного материала, методы преподавания, формы организации деятельности учащихся, дается общая характеристика этих компонентов, существенные черты отделяются от несущественных, каждый компонент по возможности характеризуется с количественной и качественной сторон. В итоге вычленяются главные, наиболее значимые для данного этапа качества.

За морфологическим анализом следует структурный анализ урока, который позволяет установить его внутреннюю организацию и способ связи основных компонентов. Вначале рассматривается способ связи компонентов, т. е. внутренняя структура этапа, или микроструктура. При этом анализируется характер связи между дидактической задачей, содержанием учебного материала, методами преподавания и формами организации деятельности учащихся. Затем выясняются условия проявления этих связей и зависимостей. Так определяются свойства данной структуры.

Далее исследуется макроструктура этапа, т. е. характер внешних его связей. Для этого устанавливается, каким образом дидактическая задача этапа связана с дидактической целью урока; как решение дидактической задачи одного этапа воздействует на следующий за ним этап. Исследуется также связь содержания, методов преподавания, форм организации деятельности учащихся, используемых на данном этапе, с этими же компонентами на последующем этапе.

Функциональный анализ урока предусматривает исследование взаимодействия и роли компонентов каждого этапа. В соответствии с функциональным представлением урок в целом и каждый его этап выступают как совокупность действий (функций), направленных на достижение определенных целей и задач. Функциональный анализ этапа - один из наиболее важных в методологическом отношении, так как направлен на выявление того, каким образом взаимодействуют основные элементы урока, соответствует ли каждый из них друг другу и дидактической задаче этапа и каким образом их взаимодействие влияет на реальный результат этапа. В итоге функционального анализа устанавливается, какое воздействие этот результат оказал на результат последующего этапа и какое место он занял в движении к триединой дидактической цели урока.

Важным методическим подходом является генетический анализ урока. Специфика его заключается в том, что он «содержит указания на временную последовательность, причем выделяются обстоятельства, порождающие цепь событий, тогда как структурно-функциональное объяснение устанавливает взаимосвязь событий, не указывая направлений этой связи и в лучшем случае лишь фиксируя одновременность их протекания . Историко-генетические объяснения имеют предметом анализа не сам объект, но последовательность состояний или стадий, которые он проходит .». Необходимо еще добавить, что генетический аспект анализа урока характеризуется односторонней направленностью действия и временной последовательностью: от причины к следствию. Следствие, конечно, способно оказывать обратное действие на породившую его причину, но не в генетическом отношении, так как оно ни при каких условиях не может перейти в свою причину. Проводя генетический анализ, мы рассматриваем не взаимодействие этапов, а воздействие реального результата одного этапа на другой.

Единство указанных аспектов педагогического анализа урока обусловлено органическим единством его системных свойств, процессов, сторон и характеристик в их своеобразном переплетении и взаимозависимости. В самом деле, невозможно процесс обучения на уроке анализировать в отрыве от воспитания и, наоборот, обучение и воспитание отрывать от развития. Нельзя рассматривать методы преподавания вне содержания учебного материала, деятельность учителя вне ее связи с работой учеников, невозможно анализировать один этап урока вне его связи с предыдущим и последующим и т. д.

Педагогический анализ урока - это сложный процесс диалектического осмысления действительности, позволяющий руководителю школы решить многие проблемы качества преподавания и знаний, найти пути к повышению эффективности управления школой. При таком подходе анализ урока характеризуется определенной целостностью, в которой те или иные аналитические задачи внутренне взаимосвязаны и одновременно диалектически подвижны. Они варьируются, меняются местами, создавая в ходе распознавания каждого урока конкретные ситуации. Однако в многообразии таких ситуаций существует определенная стержневая линия, закономерный порядок, внутренняя логика, которые можно выделить и проследить.

Страницы: 1 2 3 4

Познавательно о обучении:

Экспериментальное изучение зависимости степени агрессивности от особенностей саморегуляции
Для проверки своего предположения о связи саморегуляции и агрессивности, и анализа особенностей стиля саморегуляции у детей с развитой степенью агрессивности, я использовал Опросник Баса – Дарки «Диагностика состояния агрессии» и Опросник «Стилевые особенности саморегуляции поведения (ССП-98)» (см. ...

Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста
Дошкольники пятого года жизни отличаются от малышей физическими и психическими возможностями: они увереннее во всех проявлениях, владеют первоначальными навыками самостоятельности, имеют более устойчивое внимание, более развитые восприятие и мышление, лучше понимают и воспроизводят речь взрослого, ...

Экономическое образование в СССР
Экономическое образование в СССР, подготовка специалистов по планированию, учёту, финансам и другим направлениям экономической работы в народном хозяйстве, в области научной и педагогической деятельности. Возникновение экономических учебных заведений связано с развитием промышленности и торговли. В ...

Категории

Copyright © 2019 www.fiteducation.ru