Агрессия как социальное явление, и ее изучение

Страница 1

Для анализа проблемы агрессивности детей мной были изучены работы известных педагогов и психологов, что помогло мне выявить следующие аспекты.

При изучении агрессивного поведения людей, ученые всегда сталкивались со множеством серьезных проблем. Одной, из которых является принятие общего определения данного понятия. По словам Р. Бэрона (1998) значительная часть специалистов в этой области склоняются к применению следующего определения: Агрессия – это любая форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. В связи с целью своей работы, я считаю необходимым рассмотреть источники возникновения агрессии, и ее основные элементы. То, что люди часто совершают опасные агрессивные действия, вряд ли подлежит обсуждению. Тем не мене вопрос о том, почему они предпринимают подобные действия, долго был проблемой серьезной дискуссии. При всем разнообразии выдвигающихся противоречивых теоретических обоснований, большинство из них подпадает под одну из четырех следующих категорий. Агрессия относится в первую очередь к: Услуги косметолога чистка лица профессиональная чистка лица.

1) врожденным побуждениям или задаткам

2) потребностям, активизируемым внешним стимулам

3) познавательным и эмоциональным условиям в сочетании с предшествующим научением.

Таким образом, существуют несколько разнонаправленных теоретических перспектив, каждая из которых дает свое видение сущности и источников агрессии. Так теория агрессии как инстинктивного поведения говорит о генетической «запрограммированности» человека на подобные действия. Ученые, придерживающиеся этого подхода, указывали что агрессия берет начало, прежде всего из врожденного инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у людей также как и у других живых существ. Логический анализ этих работ ведет к заключению, что агрессивные проявления почти невозможно устранить. Но этот подход не получил достаточных доказательств. Второй исторический подход описывает агрессию через не инстинктивную мотивационную силу, являющуюся результатом лишения организма каких-либо существенных вещей или условий. Эта теория была более распространенной. Хотя, по-мнению Д. Ричардсона, фрустрация вызывает агрессию, прежде всего у людей, которые усвоили привычку реагировать на фрустрацию или другие аверсивные стимулы агрессивным поведением. С другой стороны, люди, для которых привычны иные реакции, могут и не вести себя агрессивно, когда они фрустрированы. «Предположение о том, что все проявления жестокости являются результатом блокирования или создания препятствий целенаправленному поведению, не выдерживает критики» - указывал Р. Бэрон (1998).

Рассматривая когнитивные модели агрессивного поведения, мы видим, в их основе эмоциональные процессы. Берковиц утверждал, что «препятствия провоцируют агрессию лишь в той степени, в какой они создают негативный аффект». Если, например, девушка интерпретирует неприятное эмоциональное переживание как злость, то, скорее всего, у нее появляются агрессивные тенденции. Если же она интерпретирует негативное состояние как страх, у нее появится стремление спасаться бегством. А когда возникают сбои в познавательном процессе, обеспечивающем возможность подавить агрессию, человек, вероятнее всего, как указывал Р. Бэрон (1998), будет реагировать импульсивно. Но в соответствии с данными положениями, подходящим способом научиться контролировать или устранять импульсивную агрессию, представляется выработка конструктивных или негативных привычек в ответ на провокацию. Эта теория уже дает мне некоторую надежду на то, что агрессивного поведения можно избегать. Последняя, современная, самая распространенная и уникальная – теория социального, научения агрессии. Она (агрессия) рассматривается здесь как некое специфическое социальное поведение, которое усваивается и поддерживается в основном точно также, как и многие другие формы социального поведения. Согласно А. Бандуре (1999), исчерпывающий анализ агрессивного поведения требует учета трех моментов:

способ усвоения подобных действий;

факторов, провоцирующих их появления;

условий при которых они закрепляются.

Таким образом, согласно А. Бандуре (1999), агрессия, в какой бы форме она не проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющему все основания избегать подобного с собой обращения. В теориях социального научения я увидел описание трех основных источников усвоения агрессивного поведения: оно определяется влиянием семьи, сверстников, а также средств массовой информации. Дети учатся агрессивному поведению посредством прямых подкреплений также, как и путем наблюдения агрессивных действий. Эта теория дает мне возможность полагать, что у меня есть возможность корректировать проявление агрессии моими учениками. Кроме этого мне хотелось бы отметить еще один очень важный аспект. Так А.Д. Столяренко указывал, что агрессивность у различных лиц может иметь различную степень выраженности – от почти полного отсутствия до предельного развития. Вероятно, гармонически развитая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Потребности индивидуального развития и общественной практики должны формировать в людях способность к устранению препятствий, а подчас и к физическому преодолению того, что противодействует этому процессу. Полное отсутствие агрессивности приводит к податливости, неспособности занять активную жизненную позицию. Вместе с тем, чрезмерное развитие агрессивности по типу акцентуации начинает определять весь облик личности, превращает ее в конфликтную, неспособную на социальную кооперацию, а в своем крайнем выражении является патологией (социальной и клинической): агрессия утрачивает рационально-избирательную направленность и становится привычным способом поведения, проявляясь в неоправданной враждебности, злобности, жестокости, негативизме.

Страницы: 1 2

Познавательно о обучении:

Приемы составления занимательных заданий
Рассматривать занимательность обучения только с учетом связи с учебным материалом и без учета воздействия их на мыслительную деятельность ученика нецелесообразно. Поэтому в основу разбиения материалов занимательного характера необходимо положить два существенных свойства понятия «учебная заниматель ...

Проявления самостоятельности детей младшего школьного возраста в значимых видах деятельности
Имеющиеся научные данные свидетельствуют о том, что к началу младшего школьного возраста дети достигают выраженных показателей самостоятельности в разных видах деятельности: в игре (Н.Я. Михайленко), в труде (М.В. Крухлет, Р.С. Буре), в познании (А.М. Матюшкин, З.А. Михайлова, Н.Н. Поддъяков), в об ...

Фотоприемники на основе внешнего фотоэффекта
К фотоприемникам на основе внешнего фотоэффекта относятся вакуумные приборы: фотоэлементы (ФЭ) и фотоэлектронные умножители (ФЭУ). Спектральный диапазон вакуумных ФП зависит от материала фотокатода. Наиболее широко распространены приборы с сурьмяно-цезиевыми мультищелочными и серебряно-кислородно-ц ...

Категории

Copyright © 2024 www.fiteducation.ru