Психолого-педагогическая характеристика учащихся подросткового возраста

Новая педагогика » Контроль знаний учащихся по курсу алгебры 7 класса » Психолого-педагогическая характеристика учащихся подросткового возраста

Страница 2

Развитие мышления подростка происходит в тесной связи с изменением речи. В ней всё больше проявляется тенденция к правильным определениям, доказательным рассуждениям, логическим обоснованиям, речь становится более выразительной и образной.

Несомненно, в подростковом возрасте имеют место быть изменения, связанные с памятью. Возрастает характер запоминания, происходит увеличение произвольной памяти, чаще становится цель сохранить, запомнить, воспроизвести. Данные изменения связаны с увеличением самостоятельности в учебной деятельности школьника.

Также, наряду с этим, улучшается продуктивность памяти. Перемены в приёмах запоминания, увеличение количества воспринимаемого материала и скорости запоминания. Определяющим фактором здесь является значительное увеличение объёма изучаемого материала, что приводит к отказу от дословного заучивания. В процессе понимания текста, и при этом запоминания его, учащиеся воспроизводят основной смысл прочитанного. При этом появляются элементы рассуждения и доказательства, что, несомненно, указывает на усложнение мыслительного процесса.

Именно в подростковом возрасте происходит интенсивное нравственное и социальное формирование личности. Однако, при этом мировоззрение, моральные принципы, нравственные идеалы, система оценочных суждений, которые в своей основе предопределяют поведение школьника, ещё не приобрели устойчивость, они легко разрушаемы мнениями товарищей и противоречиями жизни. Решающую роль здесь играет правильная организация воспитания, так как личность подростка складывается в непосредственной зависимости от приобретённого нравственного опыта.

Особое значение в нравственном и социальном поведении подростков играют чувства. Если у младших школьников они скорее импульсивные, то на данном этапе развития они становятся более преднамеренными и сильными. Чувства у подростков проявляются очень бурно, иногда аффективно. Особенно сильно проявляется гнев. Упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в себя, вспышки гнева – по мнению многих педагогов и психологов, подростковый возраст считается периодом тяжёлого кризиса, многие называют его даже возрастом катастроф. Именно поэтому так важно бережно относиться к духовному миру, проявлению чувств подростков.

Характерная черта для подросткового возраста – это стремление быть взрослым. В этом возрасте ребёнок осваивает область моральных норм, на основе которых строятся социальные взаимоотношения. Именно здесь устанавливаются отношения равенства и уважения друг к другу.

Общение между детьми, их отношения строятся на полном доверии и стремлении к абсолютному взаимопониманию. В данный период учебная деятельность для подростка отступает на задний план, хоть она и остаётся преобладающей. Центр жизни переносится в деятельность общения. В это же время меняется и система отношений с учителем: то место, которое подросток занимает среди коллектива, становится гораздо важнее оценки учителя.

Формы и методы обучения, привычные для младшего школьника, становятся неприемлемыми для подростка из-за его постепенно нарастающей зрелости. Если ещё недавно подробные объяснения учителя могли заинтересовать и увлечь ученика, то теперь подобная форма знакомства с учебным материалом скорее вызовет у учащегося скуку, равнодушие, полное отсутствие интереса. Ему более свойственно теперь излагать материал своими словами и протестовать, когда учитель требует точного воспроизведения (формулы, закона, определения).

Сознательно-положительное отношение к учению может появиться, если оно удовлетворяет познавательным потребностям учащихся. Благодаря этому знания приобретают для них определённый смысл как необходимое и важное условие подготовки к самостоятельной жизни.

Страницы: 1 2 3 4

Познавательно о обучении:

Особенности мышления детей старшего дошкольного возраста
Заслуга введения особенностей развития познавательных процессов мышления у дошкольников принадлежит Жану Пиаже. Он применил структурный анализ к развитию детского интеллекта. Пиаже систематически исследовал, каким образом ребенок последовательно становится способным мыслить различные структуры, и с ...

Метод моделирования как средства развития связной речи у старших дошкольников
Проблемой моделирования занимаются многие известные педагоги. В современной дидактической литературе распространено представление о моделировании как об одном из методов обучения, хотя, как научный метод моделирование известно, очень давно. В. А. Штофф определяет модель как «средство отображения, в ...

Интернатное учреждение - форма устройства детей группы риска
Указ Президента РФ от 01.06.1991 г. «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е гг.» стал юридическим актом создания в стране социальных приютов, гостиниц для детей и подростков, медико-педагогических школ. Приказом министра со ...

Категории

Copyright © 2019 www.fiteducation.ru