Развитие мышления подростка происходит в тесной связи с изменением речи. В ней всё больше проявляется тенденция к правильным определениям, доказательным рассуждениям, логическим обоснованиям, речь становится более выразительной и образной.
Несомненно, в подростковом возрасте имеют место быть изменения, связанные с памятью. Возрастает характер запоминания, происходит увеличение произвольной памяти, чаще становится цель сохранить, запомнить, воспроизвести. Данные изменения связаны с увеличением самостоятельности в учебной деятельности школьника.
Также, наряду с этим, улучшается продуктивность памяти. Перемены в приёмах запоминания, увеличение количества воспринимаемого материала и скорости запоминания. Определяющим фактором здесь является значительное увеличение объёма изучаемого материала, что приводит к отказу от дословного заучивания. В процессе понимания текста, и при этом запоминания его, учащиеся воспроизводят основной смысл прочитанного. При этом появляются элементы рассуждения и доказательства, что, несомненно, указывает на усложнение мыслительного процесса.
Именно в подростковом возрасте происходит интенсивное нравственное и социальное формирование личности. Однако, при этом мировоззрение, моральные принципы, нравственные идеалы, система оценочных суждений, которые в своей основе предопределяют поведение школьника, ещё не приобрели устойчивость, они легко разрушаемы мнениями товарищей и противоречиями жизни. Решающую роль здесь играет правильная организация воспитания, так как личность подростка складывается в непосредственной зависимости от приобретённого нравственного опыта.
Особое значение в нравственном и социальном поведении подростков играют чувства. Если у младших школьников они скорее импульсивные, то на данном этапе развития они становятся более преднамеренными и сильными. Чувства у подростков проявляются очень бурно, иногда аффективно. Особенно сильно проявляется гнев. Упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в себя, вспышки гнева – по мнению многих педагогов и психологов, подростковый возраст считается периодом тяжёлого кризиса, многие называют его даже возрастом катастроф. Именно поэтому так важно бережно относиться к духовному миру, проявлению чувств подростков.
Характерная черта для подросткового возраста – это стремление быть взрослым. В этом возрасте ребёнок осваивает область моральных норм, на основе которых строятся социальные взаимоотношения. Именно здесь устанавливаются отношения равенства и уважения друг к другу.
Общение между детьми, их отношения строятся на полном доверии и стремлении к абсолютному взаимопониманию. В данный период учебная деятельность для подростка отступает на задний план, хоть она и остаётся преобладающей. Центр жизни переносится в деятельность общения. В это же время меняется и система отношений с учителем: то место, которое подросток занимает среди коллектива, становится гораздо важнее оценки учителя.
Формы и методы обучения, привычные для младшего школьника, становятся неприемлемыми для подростка из-за его постепенно нарастающей зрелости. Если ещё недавно подробные объяснения учителя могли заинтересовать и увлечь ученика, то теперь подобная форма знакомства с учебным материалом скорее вызовет у учащегося скуку, равнодушие, полное отсутствие интереса. Ему более свойственно теперь излагать материал своими словами и протестовать, когда учитель требует точного воспроизведения (формулы, закона, определения).
Сознательно-положительное отношение к учению может появиться, если оно удовлетворяет познавательным потребностям учащихся. Благодаря этому знания приобретают для них определённый смысл как необходимое и важное условие подготовки к самостоятельной жизни.
Познавательно о обучении:
Роль современного географического образования в развитии познавательной
активности учащихся
На протяжении весьма длительного времени (с 1934 г. до конца 1980-х гг.) содержание школьной географии, в сущности, отражало содержание географии как академической науки. В качестве «основ наук» выступали системы знаний. Например, при изучении физической географии выделялись геолого-геоморфологичес ...
Психодиагностика в профильной подготовке учащихся
Методическое обеспечение учебного процесса по технологии, как впрочем и любого учебно-воспитательного процесса, состоит из неизменной (инвариантной) и вариативной частей. Инвариантная часть проектируется на основании той информации, которая известна до начала реализации учебного процесса по техноло ...
Организация деятельности учащихся по формированию геометрической
грамотности
Каждый педагог, использующий мультимедиа, неминуемо столкнется с проблемой модификации методов преподавания, направленной на органичное включение компьютера в структуру урока. В простейшем варианте класс должен быть подготовлен к наиболее эффективному усвоению демонстрируемого материала. Так же, ка ...