Психолого-педагогическая характеристика учащихся подросткового возраста

Новая педагогика » Контроль знаний учащихся по курсу алгебры 7 класса » Психолого-педагогическая характеристика учащихся подросткового возраста

Страница 3

Как показали исследования, главным фактором формирования положительного отношения подростков к учению, играют идейно-научная содержательность учебного материала, его тесная связь с жизнью и практикой, эмоциональный характер изложения, дающий учащимся возможность испытать радость самостоятельных открытий. Именно развитие ориентировочного рефлекса первой сигнальной системы делает ребёнка восприимчивым ко всему конкретному, что можно непосредственно увидеть, услышать, потрогать. Поэтому именно наглядный учебный материал воспринимается детьми лучше всего. При этом развивается и вторая сигнальная система, благодаря которой появляется способность самостоятельно делать некоторые обобщения, выводы, находить причины явлений.

Конечно, качество преподавания во многом определяет интерес к учебному предмету. Именно подача материала учителем, умение доходчиво и вместе с тем увлекательно объяснить материал имеет большое значение для усиления мотивации учения и активизации интереса учащихся. На основе познавательной потребности постепенно формируются познавательные интересы и позитивное отношение к учебным предметам в целом.

Это даёт нам право говорить о том, что становление доминирующих интересов, а иногда и появление профессиональных намерений, происходят именно в среднем школьном возрасте.

Эффективное психическое развитие ребёнка невозможно без «хорошего обучения», так как оно является внутренне необходимым и всеобщим моментом его развития в целом.

Педагогам необходимо как можно глубже осмыслить особенности развития и поведения современного подростка. Умение поставить себя на его место в сложные и противоречивые условия реальной жизни – есть верный путь преодоления пока прогрессирующего отчуждения подростков от учителей, школы, общества. Необходимо помнить о том, что ученик среднего школьного возраста способен понять аргументацию, согласиться с разумными доводами и убедиться в её обоснованности. Именно демократизация школьной жизни, свободный выбор занятий, предметов, учебного заведения создают наиболее благоприятные условия для самовыражения подростка, взаимопонимания со сверстниками и взрослыми, отстаивания значимых для него убеждений, что в конечном итоге не может не сказаться положительнейшим образом на формировании личности ребёнка.

Способности ребёнка как проявляются, так и формируются в ходе обучения, ровно, как и черты его характера формируются непосредственно в поведении, складывающимся и постоянно изменяющимся в процессе воспитания. Поэтому современная школа должна поставить своей главной задачей приспособиться к возрастным особенностям детей как к неизменному и вести ребёнка дальше, помогая ему подняться на следующую ступень развития. По словам Л.С. Выготского, «…только то обучение является хорошим, которое забегает вперёд развития»

При организации обучения необходимо учитывать основные психолого-педагогические особенности обучения учащихся этого возраста (подростковый возраст - стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь. В этот период индивид имеет повышенную возбудимость, импульсивность, на которые накладывается, часто неосознанное, половое влечение. Основным лейтмотивом психического развития в подростковом возрасте является становление нового, еще достаточно неустойчивого, самосознания, изменение «Я–концепции», попытки понять самого себя и свои возможности. В этом возрасте происходит становление сложных форм аналитико–синтетической деятельности, формирование абстрактного, теоретического мышления. Очень важное значение имеет возникающее у подростка чувство принадлежности к особой „подростковой“ общности, ценности которой являются основой для собственных нравственных оценок, а также иметь в виду ускоренное психическое и физическое развитие детей в наше время и современные условия развития общества.

Страницы: 1 2 3 4

Познавательно о обучении:

Проблемы методов стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся в условиях ФГОС начального общего образования
В связи с быстрыми темпами развития всех сфер деятельности человека встал вопрос об изменении структуры образовательных стандартов. Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования (ФГОС НОО) нового поколения приняты 6 октября 2009 года (Приказ № 373 Министерства ...

Трудности социализации детей сирот
В условиях воспитания в детском доме трудности, с которыми сталкивается ребенок в процессе социализации, удваивается. Это происходит потому, что сама организация жизнеспособности детей в детском доме устроена таким образом, что у ребенка формируется преимущественно только одна ролевая позиция - поз ...

Особенности проведения занятий при заболеваниях центральной и периферической нервной системы
При заболеваниях и травмах нервной системы в процессе занятий физическими упражнениями учитель должен учитывать такие особенности состояния организма, как: - повышенная ранимость нервной системы по отношению к физичес-ким (удары, сотрясения, растяжения, перезагибание) и психическим (умственным и эм ...

Категории

Copyright © 2024 www.fiteducation.ru