Педагогическая инновация - как научная категория

Новая педагогика » Понятие и значение педагогических инноваций » Педагогическая инновация - как научная категория

Страница 1

Хотя невозможно точно определить происхождение термина «инновация» (новшество), считается, что этот термин в общественные науки попал из естественных, поскольку прежде всего и в большом количестве новшества применяются в области агрономии, промышленности и медицины. Хотя инновации сопровождают общество с самого начала его возникновения, как педагогическая категория они относительно молоды и в этом одна из причин того, что в их определении существует большой разнобой, хотя и нет существенных разногласий и непониманий.

Самые значительные различия в определении инноваций связаны с употреблением близких и родственных терминов для их характеристики. Эта пестрота хотя и отражает синонимическое богатство языка, в то же время указывает на необходимость их уточнения и не только ради теории, но ради практики.

Новшество, инновация, нововведение - трактовки этих понятий разными авторами оказываются различны.

Инновации

- это изменения внутри системы.

Инновации

- это и идеи, и процессы, и средства, и результаты, взятые в единстве качественного совершенствования педагогической системы.

Некоторые педагоги считают новшествоузким пониманием модернизации образования, другие — широким и т. п. Некоторые термин нововведение

заменяют терминами реформа, осовременивание, совершенствование, оптимизация, модернизация и т. п.

Остановимся на определении инноваций (новшеств) как педагогической категории, связанной с некоторыми определениями в социологии (новшество как социологическая категория).

Самым старым термином считается термин, данный Э. М. Роджерсом, сделавшим обширный обзор исследований, в основном американских и некоторых европейских, в области новшеств. В этих исследованиях преобладают агрономия, промышленность и медицина. Новшества в области педагогики, т. е. воспитания и образования, представлены относительно мало, и отражают лишь их роль в стабилизации существующих общественных систем.

Роджерс так определяет новшества: «Новшество – это идея, являющаяся для конкретного лица новой. Не имеет значение, является ли идея объективно новой или нет, мы определяем её во времени, которое прошло с её открытия или первого использования».

Майлс пишет: «Специальное новое, особое изменение, от которого мы ждём эффективности и реализации систематических целей».

Американцы Бил и Болен определяют новшествокак «изменение, которое включает в себя не только изменение материала, но и комплекс изменений во взгляде на его применение». Этим определением в сущности дается характеристика изменения или комплекса изменений.

Найхоф определяет новшество

как процесс: «Это процесс, который начинается какой-то идеей и воздействует на изменения, завершаясь их усвоением или отрицанием со стороны потенциальных потребителей».

Термин инновация (новшество) по-разному определяется и в энциклопедиях и словарях:

«Инновация (от латинского inovatis) — это новинка, новшество, изменение. Инновация обозначает ввод чего-то нового, введение новизны». Такое определение не может удовлетворить научные критерии.

Слово «инновация» происходит из латинского языка и в переводе означает обновление новинку, изменение».

В новом издании Общей энциклопедии термин новшество определяется как «новинка, обновление, новшество – практическое использование технических и технологических изобретений и достижений». В специальной и педагогической литературе этот термин по–разному определяется разными авторами, занимающимися этой проблематикой.

Например, Н. Потконяк пишет: «Хотя выражения «новшество», «модернизация», «оптимизация», «усовершенствование», «развитие» образования не всегда точно определяются, что не так просто сделать, то в целом они подчеркивают желание «извлечь образование из кризиса», в котором оно сегодня находится, внести в образование изменения, то новое, которое сделает его более эффективным, успешным и улучшенным».

Страницы: 1 2 3

Познавательно о обучении:

Социальные аспекты экономического образования студентов среднеспециального и высшего экономического образования
Экономическое и бухгалтерское образование на сегодняшний день является неотъемлемой частью учебного процесса во всех без исключения колледжах и институтах страны. Вот только уровень преподавания, а следовательно и восприятия материала курса бух. учёта и экономики не всегда является показательным и ...

Содержание и методика использования дидактических игр и лексических упражнений в формировании словаря младших дошкольников
Дидактические игры – одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н.К. Крупская. Она придавала большое значение игре как одному из средств коммунистического воспитания и формирования личности советских детей: «Игра для ни ...

Педагогическая и андрагогическая модели обучения
Когда мы говорим о модели обучения, мы имеем в виду систематизированный комплекс основных закономерностей деятельностей обучающегося и обучающего. При этом, конечно же, необходимо учитывать и другие компоненты процесса обучения: содержание, источники, средства, формы и методы. Но основное – это име ...

Категории

Copyright © 2020 www.fiteducation.ru