Педагогическая инновация - как научная категория

Новая педагогика » Понятие и значение педагогических инноваций » Педагогическая инновация - как научная категория

Страница 1

Хотя невозможно точно определить происхождение термина «инновация» (новшество), считается, что этот термин в общественные науки попал из естественных, поскольку прежде всего и в большом количестве новшества применяются в области агрономии, промышленности и медицины. Хотя инновации сопровождают общество с самого начала его возникновения, как педагогическая категория они относительно молоды и в этом одна из причин того, что в их определении существует большой разнобой, хотя и нет существенных разногласий и непониманий.

Самые значительные различия в определении инноваций связаны с употреблением близких и родственных терминов для их характеристики. Эта пестрота хотя и отражает синонимическое богатство языка, в то же время указывает на необходимость их уточнения и не только ради теории, но ради практики.

Новшество, инновация, нововведение - трактовки этих понятий разными авторами оказываются различны.

Инновации

- это изменения внутри системы.

Инновации

- это и идеи, и процессы, и средства, и результаты, взятые в единстве качественного совершенствования педагогической системы.

Некоторые педагоги считают новшествоузким пониманием модернизации образования, другие — широким и т. п. Некоторые термин нововведение

заменяют терминами реформа, осовременивание, совершенствование, оптимизация, модернизация и т. п.

Остановимся на определении инноваций (новшеств) как педагогической категории, связанной с некоторыми определениями в социологии (новшество как социологическая категория).

Самым старым термином считается термин, данный Э. М. Роджерсом, сделавшим обширный обзор исследований, в основном американских и некоторых европейских, в области новшеств. В этих исследованиях преобладают агрономия, промышленность и медицина. Новшества в области педагогики, т. е. воспитания и образования, представлены относительно мало, и отражают лишь их роль в стабилизации существующих общественных систем.

Роджерс так определяет новшества: «Новшество – это идея, являющаяся для конкретного лица новой. Не имеет значение, является ли идея объективно новой или нет, мы определяем её во времени, которое прошло с её открытия или первого использования».

Майлс пишет: «Специальное новое, особое изменение, от которого мы ждём эффективности и реализации систематических целей».

Американцы Бил и Болен определяют новшествокак «изменение, которое включает в себя не только изменение материала, но и комплекс изменений во взгляде на его применение». Этим определением в сущности дается характеристика изменения или комплекса изменений.

Найхоф определяет новшество

как процесс: «Это процесс, который начинается какой-то идеей и воздействует на изменения, завершаясь их усвоением или отрицанием со стороны потенциальных потребителей».

Термин инновация (новшество) по-разному определяется и в энциклопедиях и словарях:

«Инновация (от латинского inovatis) — это новинка, новшество, изменение. Инновация обозначает ввод чего-то нового, введение новизны». Такое определение не может удовлетворить научные критерии.

Слово «инновация» происходит из латинского языка и в переводе означает обновление новинку, изменение».

В новом издании Общей энциклопедии термин новшество определяется как «новинка, обновление, новшество – практическое использование технических и технологических изобретений и достижений». В специальной и педагогической литературе этот термин по–разному определяется разными авторами, занимающимися этой проблематикой.

Например, Н. Потконяк пишет: «Хотя выражения «новшество», «модернизация», «оптимизация», «усовершенствование», «развитие» образования не всегда точно определяются, что не так просто сделать, то в целом они подчеркивают желание «извлечь образование из кризиса», в котором оно сегодня находится, внести в образование изменения, то новое, которое сделает его более эффективным, успешным и улучшенным».

Страницы: 1 2 3

Познавательно о обучении:

Уровневая дифференциация
В настоящее время принципиальные изменения в школе связаны в первую очередь с введением дифференцированного обучения. Важнейшим видом дифференциации при обучении во всех классах становится уровневая дифференциация. Ее основная особенность состоит в дифференциации требований к знаниям и умениям учащ ...

Типы социально-досуговых учреждений
(основные) семья, детский сад, учебные заведения семья, парки, средние школы, школы-интренаты, летние лагеря, библиотеки, специнтернаты, ПТУ, колледжи, технические станции, техникумы, вузы и т.д. культурно-досуговые центры, физкультурно-спортивные комплексы, музыкальные, хореографические, художеств ...

Методы преподавания живописи в начальных классах
В последние годы уделяется все больше внимания вопросам эффективного использования живописи в работе с детьми. Многие педагоги, искусствоведы пишут об активизации педагогического процесса средствами живописи. В работах А.Н. Бурова, П.Н. Якобсона, Б.П. Юсова, Р.М. Чумичевой, Т.И. Хризман и др. доказ ...

Категории

Copyright © 2019 www.fiteducation.ru