Одним из видов активного приобщения молодежи к источникам народной духовности является мероприятия художественно-эстетического направления - занятие хоров, ансамблей, кружков хореографического и изобразительного искусств и т.п. Кроме этих традиций форм приобщения молодежи к белорусской национальной культуре в последние время пока прибавились занятия в кружках декоративно-прикладного искусства и народных промыслов. белорусской народной вышивки, плетение, резьба по дереву, художественной керамики и другие. С целью оживления этой работы и привлечение к ней старшеклассников необходимо перевести этот вид деятельности в научно-исследовательское русло. Проводя вместе с учениками поездки в те местности, где конкретные виды народного творчества или прикладного искусства являются наиболее развитыми, приобрели широчайшее употребление. Город Поставы Витебской области, где проживают талантливые мастера-резчики.
Участники фольклорно-этнографических ансамблей могут осуществлять поездки родными регионами Беларуси с целью сбора материалов (своеобразные фольклорно-этнографические экспедиции) - народных песен, обрядов, сказок, легенд, пословиц, детских потешных игр и забав, которые со временем можно использовать при подготовке к праздникам Рождества, Ивана Купала, обрядов "Веснушка", "Свадьба", литературных вечеров, шоу-программ.
Целесообразно в начале учебного года, подбивая итог деятельности клубов, коллективов, объединений и кружков за прошлый учебный год и за период летних каникул, провести тематическую неделю "Любите Беларусь!", в ходе которой организовать проведение выставок, фотографий, лишь бы показать, чему научились ученики, чего достигли за прошлое время.
Важное место среди форм познавательной воспитательной работы по формированию гражданских качеств, старшеклассников занимают тематические вечера. Педагогическая практика накопила разнообразнейшую тематику - посвященную историческим и памятным датам в жизни белорусского народа. Военным деятелям белорусской армии разных периодов освободительных движений. Деятельности международных прогрессивных организаций; патриотам, которые погибли в концлагерях, тюрьмах, в ссылке в разные исторические времена и эпохи; жертвам голодомора; морально-правовым, морально-эстетичным проблемам. Вопросом литературы, искусства, деятельности выдающихся ученых, писателей, художников, композиторов. Освещению проблем государства и церкви, роли священнослужителей в духовном возрождении наций и др.
Во время проведения тематических вечеров используют разнообразнейшие методы и средства воспитательного влияния на старшеклассников - выступления представителей общественных организаций, государственных и структур бизнеса, прогрессивной, национально сознательной интеллигенции. В канву тематических вечеров вплетают песни, поэзии, фрагменты кинофильмов и т.п. Все это дает возможность сделать их эмоционально насыщенными, интересными, а воспитательную информацию - доходчивой и убедительной.
Особая ценность тематического вечера заключается в том, что в его подготовке и проведении активное участие берут старшеклассники. Здесь широкое поле для проявления их инициативы, творчества, самостоятельности, эрудированности. В отборе темы, приглашении гостей, оформлении помещения, подготовке выставок, конкурсов, номеров художественной самодеятельности.
Заслуживает внимания и проведение цикла мероприятий, посвященных одной теме, например, "Помни имя свое!". Это может быть обсуждения, беседа, литературный вечер, конкурс, устный журнал, вечер-раздумье. Такое разнообразие жанров будет оказывать содействие основательному разговору учителей со старшеклассниками о том, что не имя делает человека Человеком, а человек делает достойным свое имя. При этом и учителя, и ученики делятся опытом и находками в понимании отдельных имен и исторической судьбы их носителей.
Познавательно о обучении:
Управляемая система. Содержание воспитания
Процесс воспитания является стержневым в формировании человека. В результате проблемного анализа педагогическим коллективом выделены основные направления деятельности в содержании воспитания через среды воспитательной системы школы: · гражданско – патриотическое воспитание и краеведение; · экологич ...
Разработка дидактических материалов
Данный методический материал предоставлен для учителей и учащихся и содержит следующие данные: - История создания и развития теории химического строения А.М. Бутлерова. - Хронология открытия основных углеводородов. - Задачи с историческим содержанием. - Именные реакции. - Справочные материалы Он со ...
Организация экспериментального
исследования самостоятельности младших школьников
С целью выявления особенностей проявления самостоятельности детей младшего школьного возраста на базе СШ№4 было проведено исследование среди учащихся 3 классов. Исследование предполагало изучение характера проявлений самостоятельности в учебной и внеурочной деятельности детей младшего школьного воз ...