Одной из эффективных форм воспитательной работы являются читательские конференции, хотя в последнее время, с появлением значительного количества продукции видео - и аудио-продукции, с одной стороны, а также существенного уменьшения количества новой белорусской литературы, с другой, значительно уменьшилось внимание учителей и учеников к этой форме воспитательной познавательной деятельности. Вместе с тем, именно читательские конференции являются важным средством пропаганды научно-популярной, исторической и художественной литературы. Принимая участие в их подготовке и проведении, старшеклассники получают возможность глубже понять содержание и образы литературного произведения, мотивы и действия исторических лиц, особенности их языка и стиля; читательские конференции формируют литературно-этические вкусы, оказывают содействие желанию подражать положительным героям.
Виды и тематика читательских конференций чрезвычайно разнообразные. Их можно проводить на материале одного или нескольких произведений по одной теме, по отдельной литературной или научной проблеме. Выбор темы определяется с учетом задач гражданского воспитания, учебного материала, подготовленности учеников.
Цель читательской конференции будет достигнута, если выступления найдут живой отклик у присутствующих, вызовут интерес к обсуждаемой книге или проблеме.
С учетом современного уровня развития телевидения, наличия большого количества видеопродукции эффективным усматривается проведение зрительских конференций по предыдущим просмотрам кинофильма и его последующим обсуждением несколькими днями позже. При проведении такого типа конференций особое внимание необходимо обратить на развитие художественно-эстетических вкусов и чувств учеников, сосредоточиваясь на особенностях языка, стиля, формы произведения.
Читательские или зрительские конференции могут заканчиваться литературной викториной, выполнением тематических музыкальных произведений, фрагментом спектакля или же выставкой рисунков на обсуждаемую тему.
Настоящий человек-патриот успешно формируется в активной практической деятельности, которая оказывает содействие улучшению условий жизни в родной местности, росту духовного и материального уровня жизни народа.
Формирование гражданских качеств, старшеклассников невозможно без участия последних в поисково-краеведческой работе, одной из форм которой являются экскурсии. Сегодня в Беларуси практически нет школ, где бы не было собственного музея - краеведческого, литературного, исторического, этнографического. Важно лишь, чтобы ученики были не рядовыми посетителями этих музейных комнат, а активно участвовали в пополнении экспозиций, становились творцами духовной и материальной культуры.
Наиболее полно свою инициативу и творчество воспитанники могут проявить в историко-этнографической поисковой деятельности. Сюда отнесем изучение истории родного села или города, улицы или "уголка", топонимики местности; исследование исторических памяток, казацких поселений, погребений пращуров; собирание и запись народных обычаев и традиций, песен и обрядов, легенд и сказок родного края. Особую заинтересованность старшеклассников вызывают лингвистические походы, в ходе которых, наряду с собиранием произведений устного народного творчества, изучаются особенности языка того или другого села, местности, диалектики и т.п. Для старшеклассников интересной является работа по научному анализу и обработке собранных материалов, подготовка авторефератов и докладов, изготовление наглядных пособий, раздаточного и дидактического материала. Поисковую работу можно вести по направлениям: "Наше село (город) в разные периоды существования Белорусского государства", "Выдающиеся герои-земляки Беларуси", "Памятки археологии (архитектуры) родного края", "Родной край в геральдике, флагах, символике", "Наш край в поэзии и музыке", "Известные поэты и писатели белорусской диаспоры - выходцы с нашего края" и другие.
Познавательно о обучении:
Особенности структуры урока в специальных медицинских группах
Занятие (урок) в специальной медицинской группе строится по стандартной схеме (подготовительная, основная и заключительная части), однако, в отличие от обычных уроков, имеет свои принципиальные особенности. В подготовительной части урока (до 20 мин) выполняются общеразвивающие упражнения (в медленн ...
Организация и содержание коррекционной программы по развитию воображения
По итогам диагностики проведенной нами в начале учебного года, мы составили программу для развития творческого и воссоздающего воображения. В связи с этим нами были поставлены следующие цели: · развитие продуктивного, пространственного, управляемого воображения; · обучение целенаправленному использ ...
Социальные аспекты экономического образования студентов среднеспециального
и высшего экономического образования
Экономическое и бухгалтерское образование на сегодняшний день является неотъемлемой частью учебного процесса во всех без исключения колледжах и институтах страны. Вот только уровень преподавания, а следовательно и восприятия материала курса бух. учёта и экономики не всегда является показательным и ...