Содержание и методика работы по развитию словаря младших дошкольников в ходе формирующего этапа опытной работы

Новая педагогика » Формирование лексической стороны речи детей 4-го года жизни » Содержание и методика работы по развитию словаря младших дошкольников в ходе формирующего этапа опытной работы

Страница 1

В формирующем эксперименте мы работали с испытуемыми дошкольниками.

Целью на данном этапе работы являлось – развитие и активизация словарного запаса детей младшего дошкольного возраста в процессе применения дидактических игр.

Цель была реализована через ряд образовательных задач:

1. Подобрать серию дидактических игр, направленных на развитие словарного запаса у детей дошкольного возраста.

2. Провести коррекционно-педагогическую работу, направленную на развитие словаря.

Исходя из целей, игровые задания и занятия для детей были подобраны такие, которые предусматривают возможность неоднократного речевого участия для каждого ребенка. Ребенок отвечает на вопросы экспериментатора, участвует в диалоге со сверстниками, оценивает свой результат или результат партнера по игре, объясняет свои игровые действия.

Комплекс коррекционно-развивающих упражнений по развитию связной речи детей дошкольного возраста состоит из нескольких разделов, в которые входят разнообразные игры и упражнения.

Дидактические игры на развитие лексики, целью которых является:

Расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формирование познавательной деятельности (мышления, восприятия, представлений, памяти, внимания и др.);

Уточнение значений слов;

Работа над словом, как структурной единицей языка и речи;

Организация семантических полей по различным признакам (На начальных этапах работы по формированию семантических полей проводится группирование слов на основе тематических признаков (например: платье, брюки, свитер – их носят – одежда);

Активизация словаря, совершенствование процессов поиска слова, перевода слова из пассивного в активный словарь.

Игры и задания для развития лексики, которые использовались нами на формирующем этапе («Развитие ассоциаций», «классификация предметов по картинкам», «найди лишний предмет», «назови лишнее слово», «объясни, чем отличаются предметы (с использованием картинок)», «разложите картинки по сходству», «скажи какой», «какая, какой, какое?»).

Дидактические игры по формированию словаря.

Для развития словарного запаса были использованы игры на обогащение активного и пассивного словаря детей по разным темам («Животные», «Овощи» и др.), на формирование грамматических понятий, а именно, морфологии: «Надо сказать по-другому» и др.

Игры проводились нами и воспитателем, как в первую половину дня, так и после обеда, между занятиями, в утренние часы, во время самостоятельной игровой деятельности, а также включались в занятия по развитию речи, по рисованию, по математике и др. Работа проводилась ежедневно в течение одного месяца.

Игры и задания для развития словарного запаса, которые использовались нами на формирующем этапе («Закончи фразу», «Ласковое слово», «Кто больше знает слов?», «Что над/под чем?», «Кто больше назовет действий объекта?», «Отражение в озере», «Украсим слово», «Распространи предложение», «Если бы…»).

Обучение пересказу.

В процессе занятий по пересказу наше внимание уделялось коррекционной работе по формированию у детей грамматической правильной речи, усвоению различных языковых средств построения связных высказываний. Большое внимание придавалось практическому овладению ими правилами согласования глаголов – сказуемых с местоимениями в функции подлежащего. Серия занятий по пересказу были разработаны по сказке «Пузырь, Соломинка и Лапоть».

Занятия были представлены в следующем порядке:

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Познавательно о обучении:

Джованни Чева
Третьего марта 1648 года в Милане родился будущий итальянский инженер и математик Джованни Чева. Окончил Пизанский университет. Основные работы по механике, гидравлике и математике. В 1678 году Джованни Чева доказал теорему о соотношении отрезков некоторых прямых, пересекающих треугольник (Теорема ...

Методы восстановления при гностических нарушениях детей-билингвов
Соматогностические нарушения 1. «Тактильное домино» Правила игры те же, что и в обычном домино, но игральные «кости» особые, например: справа – наждачная бумага, слева – глянцевая поверхность; справа – бархатная бумага, слева – мех; справа – ребристая поверхность «в клеточку», слева – гладкая и т.п ...

Урок – основная форма организации занятий с учащимися,отнесенными к специальной медицинской группе
Ученики, отнесенные к специальной группе, занимаются по особой программе. В ее основу проложено содержание общей программы, из практического раздела которой исключены средства физического воспитания, способные вызывать перенапряжения организма, например, физические упражнения, приводящие к максимал ...

Категории

Copyright © 2019 www.fiteducation.ru