В формирующем эксперименте мы работали с испытуемыми дошкольниками.
Целью на данном этапе работы являлось – развитие и активизация словарного запаса детей младшего дошкольного возраста в процессе применения дидактических игр.
Цель была реализована через ряд образовательных задач:
1. Подобрать серию дидактических игр, направленных на развитие словарного запаса у детей дошкольного возраста.
2. Провести коррекционно-педагогическую работу, направленную на развитие словаря.
Исходя из целей, игровые задания и занятия для детей были подобраны такие, которые предусматривают возможность неоднократного речевого участия для каждого ребенка. Ребенок отвечает на вопросы экспериментатора, участвует в диалоге со сверстниками, оценивает свой результат или результат партнера по игре, объясняет свои игровые действия.
Комплекс коррекционно-развивающих упражнений по развитию связной речи детей дошкольного возраста состоит из нескольких разделов, в которые входят разнообразные игры и упражнения.
Дидактические игры на развитие лексики, целью которых является:
Расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формирование познавательной деятельности (мышления, восприятия, представлений, памяти, внимания и др.);
Уточнение значений слов;
Работа над словом, как структурной единицей языка и речи;
Организация семантических полей по различным признакам (На начальных этапах работы по формированию семантических полей проводится группирование слов на основе тематических признаков (например: платье, брюки, свитер – их носят – одежда);
Активизация словаря, совершенствование процессов поиска слова, перевода слова из пассивного в активный словарь.
Игры и задания для развития лексики, которые использовались нами на формирующем этапе («Развитие ассоциаций», «классификация предметов по картинкам», «найди лишний предмет», «назови лишнее слово», «объясни, чем отличаются предметы (с использованием картинок)», «разложите картинки по сходству», «скажи какой», «какая, какой, какое?»).
Дидактические игры по формированию словаря.
Для развития словарного запаса были использованы игры на обогащение активного и пассивного словаря детей по разным темам («Животные», «Овощи» и др.), на формирование грамматических понятий, а именно, морфологии: «Надо сказать по-другому» и др.
Игры проводились нами и воспитателем, как в первую половину дня, так и после обеда, между занятиями, в утренние часы, во время самостоятельной игровой деятельности, а также включались в занятия по развитию речи, по рисованию, по математике и др. Работа проводилась ежедневно в течение одного месяца.
Игры и задания для развития словарного запаса, которые использовались нами на формирующем этапе («Закончи фразу», «Ласковое слово», «Кто больше знает слов?», «Что над/под чем?», «Кто больше назовет действий объекта?», «Отражение в озере», «Украсим слово», «Распространи предложение», «Если бы…»).
Обучение пересказу.
В процессе занятий по пересказу наше внимание уделялось коррекционной работе по формированию у детей грамматической правильной речи, усвоению различных языковых средств построения связных высказываний. Большое внимание придавалось практическому овладению ими правилами согласования глаголов – сказуемых с местоимениями в функции подлежащего. Серия занятий по пересказу были разработаны по сказке «Пузырь, Соломинка и Лапоть».
Занятия были представлены в следующем порядке:
Познавательно о обучении:
Педагогические условия стимулирования
самостоятельности младших школьников
На основе теоретического изучения исследований по проблеме формирования самостоятельности школьников была разработана система педагогических условий стимулирования самостоятельной деятельности школьников, состоящая из следующих элементов: 1) диагностирование уровней самостоятельной деятельности уча ...
Развернутые сценарии уроков технологии
Урок № 1 Раздел программы: Работа с бумагой и картоном Тема: Оригами. Аппликации «Яблочко» Класс: 1 класс Время работы: 45 минут Цели урока: Образовательная: учить выполнять аппликации в технике оригами, закрепить знание свойств бумаги и картона; учить выполнять разметку деталей, пользоваться ножни ...
Проявления самостоятельности детей
младшего школьного возраста в значимых видах деятельности
Имеющиеся научные данные свидетельствуют о том, что к началу младшего школьного возраста дети достигают выраженных показателей самостоятельности в разных видах деятельности: в игре (Н.Я. Михайленко), в труде (М.В. Крухлет, Р.С. Буре), в познании (А.М. Матюшкин, З.А. Михайлова, Н.Н. Поддъяков), в об ...