Содержание и методика работы по развитию словаря младших дошкольников в ходе формирующего этапа опытной работы

Новая педагогика » Формирование лексической стороны речи детей 4-го года жизни » Содержание и методика работы по развитию словаря младших дошкольников в ходе формирующего этапа опытной работы

Страница 1

В формирующем эксперименте мы работали с испытуемыми дошкольниками.

Целью на данном этапе работы являлось – развитие и активизация словарного запаса детей младшего дошкольного возраста в процессе применения дидактических игр.

Цель была реализована через ряд образовательных задач:

1. Подобрать серию дидактических игр, направленных на развитие словарного запаса у детей дошкольного возраста.

2. Провести коррекционно-педагогическую работу, направленную на развитие словаря.

Исходя из целей, игровые задания и занятия для детей были подобраны такие, которые предусматривают возможность неоднократного речевого участия для каждого ребенка. Ребенок отвечает на вопросы экспериментатора, участвует в диалоге со сверстниками, оценивает свой результат или результат партнера по игре, объясняет свои игровые действия.

Комплекс коррекционно-развивающих упражнений по развитию связной речи детей дошкольного возраста состоит из нескольких разделов, в которые входят разнообразные игры и упражнения.

Дидактические игры на развитие лексики, целью которых является:

Расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формирование познавательной деятельности (мышления, восприятия, представлений, памяти, внимания и др.);

Уточнение значений слов;

Работа над словом, как структурной единицей языка и речи;

Организация семантических полей по различным признакам (На начальных этапах работы по формированию семантических полей проводится группирование слов на основе тематических признаков (например: платье, брюки, свитер – их носят – одежда);

Активизация словаря, совершенствование процессов поиска слова, перевода слова из пассивного в активный словарь.

Игры и задания для развития лексики, которые использовались нами на формирующем этапе («Развитие ассоциаций», «классификация предметов по картинкам», «найди лишний предмет», «назови лишнее слово», «объясни, чем отличаются предметы (с использованием картинок)», «разложите картинки по сходству», «скажи какой», «какая, какой, какое?»).

Дидактические игры по формированию словаря.

Для развития словарного запаса были использованы игры на обогащение активного и пассивного словаря детей по разным темам («Животные», «Овощи» и др.), на формирование грамматических понятий, а именно, морфологии: «Надо сказать по-другому» и др.

Игры проводились нами и воспитателем, как в первую половину дня, так и после обеда, между занятиями, в утренние часы, во время самостоятельной игровой деятельности, а также включались в занятия по развитию речи, по рисованию, по математике и др. Работа проводилась ежедневно в течение одного месяца.

Игры и задания для развития словарного запаса, которые использовались нами на формирующем этапе («Закончи фразу», «Ласковое слово», «Кто больше знает слов?», «Что над/под чем?», «Кто больше назовет действий объекта?», «Отражение в озере», «Украсим слово», «Распространи предложение», «Если бы…»).

Обучение пересказу.

В процессе занятий по пересказу наше внимание уделялось коррекционной работе по формированию у детей грамматической правильной речи, усвоению различных языковых средств построения связных высказываний. Большое внимание придавалось практическому овладению ими правилами согласования глаголов – сказуемых с местоимениями в функции подлежащего. Серия занятий по пересказу были разработаны по сказке «Пузырь, Соломинка и Лапоть».

Занятия были представлены в следующем порядке:

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Познавательно о обучении:

Дифференциальный подход к восприятию информации разных модальностей в процессе развития грамотности детей-билингвов
Согласно данным нейролингвистики представление любой информации, с которой знакомятся дети на уроке, должно предусматривать как можно больше способов её переработки учеником. Прежде всего, это касается сенсорных систем восприятия: визуальной (вижу), аудиальной (слышу), кинестетической (чувствую). П ...

Заболевания и сроки возобновления занятий физической культурой
Полное прекращение занятий физическими упражнениями может носить только временный характер. Сроки возобновления занятий физической культурой и спортом после перенесенных заболеваний и травм определяются врачом индивидуально для каждого учащегося с учетом всех клинических данных (тяжести и характера ...

Специфика методического контроля художественно – эстетического воспитания детей в ДОУ
Содержание и формы организации детской деятельности диктуют методы контроля: Основным методом является наблюдение за ходом работы контролируемого. Этот метод позволяет изучить состояние педпроцесса, эффективность применяемых педагогом методических приемов, вникнуть в суть наблюдаемого и дать объект ...

Категории

Copyright © 2020 www.fiteducation.ru