Своеобразие формирования словарного запаса дошкольников на констатирующем этапе, характеризует их как детей со средним уровнем развития словаря. Отмечались ограниченные возможности использование предметного словаря, словаря действий и признаков. Не знали названий цвета предмета и его форму. Дети недостаточно усвоили обобщающие слова: овощи, фрукты, дикие и домашние животные. Допускали множество ошибок при соотнесении предметов с видовым понятием (лимон, яблоко, груша – ребенок отнес к овощам). Дети демонстрировали несформированность обобщающих понятий, т.е. предметы мебели – «стул», предметы одежды – «шапочка».
Дети данной группы практически не подбирали прилагательных к существительным (шарик – «большой»), и не образовывали прилагательные от существительных. Испытывали значительные трудности при назывании животных и их детенышей и допускали следующие ошибки: «свинья – свинки», вместо поросята; кошка – «котенки», вместо котята. У детей отмечался низкий уровень владения глагольным словарем. В целом группа характеризовалась наличием только обиходно-бытовой лексики. Характерной ошибкой было называние частей предмета названием самого предмета (ресницы, брови – «глаз»).
После проведённого формирующего эксперимента нами было проведено контрольное диагностическое обследование словарного запаса дошкольников. Целью повторного обследования дошкольников стало выявление эффективности применения дидактических игр.
Таблица 2. Сравнительные результаты лексической стороны речи констатирующего и контрольного этапов эксперимента в группе дошкольников
№ |
Задания |
Средний показатель по констатирующему эксперименту |
Средний показатель по контрольному эксперименту |
1. |
Обследование предметного словаря |
3,2 |
4,2 |
2. |
Называние предмета по его описанию |
2,8 |
4 |
3. |
Обобщающие понятия |
3,2 |
3,6 |
4. |
Что делают? |
3,2 |
4 |
5. |
Подбор прилагательных к существительным |
3,3 |
4,4 |
6. |
Объяснение значения слов |
2,3 |
3,6 |
7. |
Название животных и их детенышей |
2,3 |
3,6 |
8. |
Образование прилагательных oт существительных |
2,3 |
3,6 |
Познавательно о обучении:
Деятельность императрицы Марии Федоровны на поприще женского образования
Спустя шесть дней после смерти Екатерины – 12 марта 1796 года – Павел I издал повеление, в котором предписывал своей жене Марии Федоровне «начальствовать над Воспитательным обществом благородных девиц». Через год, 2 мая 1797 года именным указом Сенату он передал под управление императрицы и Воспита ...
Конспект урока: "Сферы общества"
Цели и задачи: Повторить и обобщить знания учащихся по экономической, социальной и политической сферам общества. Разъяснить этическую основу духовной сферы, научить анализировать ценности. Ход урока: I. Разминка. Объявление темы урока. Задание: Распределите данные понятия и термины на три группы и ...
Формы, приёмы и методы использования исторического материала в процессе
изучения органических веществ
Обучение химии можно вести с помощью разных организационных форм, таких как урок, внеклассные и факультативные занятия, консультации, домашние задания и другие. Основной формой организации учебной деятельности является урок – составной элемент классно-урочной системы обучения. Наиболее общеупотреби ...