Содержание и методика работы по развитию словаря младших дошкольников в ходе формирующего этапа опытной работы

Новая педагогика » Формирование лексической стороны речи детей 4-го года жизни » Содержание и методика работы по развитию словаря младших дошкольников в ходе формирующего этапа опытной работы

Страница 5

Своеобразие формирования словарного запаса дошкольников на констатирующем этапе, характеризует их как детей со средним уровнем развития словаря. Отмечались ограниченные возможности использование предметного словаря, словаря действий и признаков. Не знали названий цвета предмета и его форму. Дети недостаточно усвоили обобщающие слова: овощи, фрукты, дикие и домашние животные. Допускали множество ошибок при соотнесении предметов с видовым понятием (лимон, яблоко, груша – ребенок отнес к овощам). Дети демонстрировали несформированность обобщающих понятий, т.е. предметы мебели – «стул», предметы одежды – «шапочка».

Дети данной группы практически не подбирали прилагательных к существительным (шарик – «большой»), и не образовывали прилагательные от существительных. Испытывали значительные трудности при назывании животных и их детенышей и допускали следующие ошибки: «свинья – свинки», вместо поросята; кошка – «котенки», вместо котята. У детей отмечался низкий уровень владения глагольным словарем. В целом группа характеризовалась наличием только обиходно-бытовой лексики. Характерной ошибкой было называние частей предмета названием самого предмета (ресницы, брови – «глаз»).

После проведённого формирующего эксперимента нами было проведено контрольное диагностическое обследование словарного запаса дошкольников. Целью повторного обследования дошкольников стало выявление эффективности применения дидактических игр.

Таблица 2. Сравнительные результаты лексической стороны речи констатирующего и контрольного этапов эксперимента в группе дошкольников

Задания

Средний показатель по констатирующему эксперименту

Средний показатель по контрольному эксперименту

1.

Обследование предметного словаря

3,2

4,2

2.

Называние предмета по его описанию

2,8

4

3.

Обобщающие понятия

3,2

3,6

4.

Что делают?

3,2

4

5.

Подбор прилагательных к существительным

3,3

4,4

6.

Объяснение значения слов

2,3

3,6

7.

Название животных и их детенышей

2,3

3,6

8.

Образование прилагательных oт существительных

2,3

3,6

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Познавательно о обучении:

Механизмы психологических защит
В литературе представлено множество классификаций видов психологических защит. В зависимости от предмета и цели исследования каждый автор предлагает свои идеи. В зависимости от защищающего субъекта и от направленности можно выделить две группы психологических защит. Во-первых, это могут быть соотве ...

Основные принципы андрагогики
Основное положение андрагогики, в отличие от традиционной педагогики, заключается в том, что ведущую роль в процессе обучения играет не обучающий, а обучаемый. Функцией обучающего в этом случае является оказание помощи обучающемуся в выявлении, систематизации, формализации личного опыта последнего, ...

Основные причины возникновения агрессии
При выборе подходящих детерминант асоциального агрессивного поведения возможны два подхода. При первом подходе одновременно исследуются все возможные пере­менные: органические, социальные, психологические и культурные. Альтернативой этому является подход, при ко­тором можно попытаться контролироват ...

Категории

Copyright © 2025 www.fiteducation.ru