Анализ речевой деятельности дошкольников позволяет сделать вывод, что словарный запас у этих детей недостаточно точен по способу употребления. В активном словаре преобладали существительные и глаголы. В нем наблюдались в основном слова, обозначающие конкретные предметы и действия, мало слов обозначающих качества, признаки, состоянии предметов и действий. Это приводит к тому, что лексический запас характеризуется частым употреблением одних и тех же слов. Метафоры и сравнения, слова с переносным значением часто совсем не доступны для их понимания.
При обследовании выяснилось, что наиболее характерными лексическими ошибками детей являются:
1. При обследовании предметного словаря обнаружилось, что большинство детей заменяют названия слов сочетаниями или предложениями, другими словами близкими по ситуации, по своему назначению. Например: огород – «там все растет», половник – «ложка большая, этим кушать дают», подоконник – «окошко с цветочком, там цветы стоят. Дети более четко определяют называние предмета, если этот предмет находится в обиходном словаре.
2. При обследовании способности опознать предмет по его описанию или предназначению, выяснилось, что у детей имеются значительные затруднения при выполнении этого задания. При исследовании возможности опознать по описанию предмет малознакомый или редко употребляемый мы получали неправильные ответы. Например: «Мягкая мебель, служащая для отдыха сидя», Назар ответил – стул, Никита – диван, Аня – кровать. «Здание, где смотрят спектакли» – ни один ребенок не ответил правильно. Все дети получили за выполнение этой методики по 3 балла, что характеризует значительное отставание в формировании функции опосредованного опознавания и употребления предметной лексики в обиходе.
3. Обследуя сформированность способности проводить обобщающие процессы, мы выяснили, что у дошкольников процессы обобщения понятий, предметов лучше происходит при предъявлении знакомых, проработанных в процессе обучения категорий. Однако при предъявлении детям категорий слов, понятий из категорий малознакомых, но обобщенных характерными признаками, мы получили средние результаты.
4. При обследовании глагольного словаря выяснилось, что дети испытывали значительные трудности при самостоятельном образовании слов (ребята отвечали на вопрос «Что делают?» – строитель – «делает дом», вместо строит, учитель – «разговаривает» – вместо учит и т.д.). Отмечалось неумение дифференцировать некоторые действия, что приводило к использованию глаголов более общего, недифференцированного значения (ползет – идет, воркует – поет, чирикает – поет)
5. Дети испытывали трудности при образовании прилагательных от существительных (дуб – «дубный»). Замены прилагательных свидетельствуют о том, что дети не выделяют существенных признаков, не дифференцируют качества предметов: высокий – длинный, низкий – маленький, узкий – маленький, узкий – тонкий, короткий – маленький, пушистый – мягкий.
6. При обследовании активного и пассивного словаря по картинкам выяснилось, что дети заменяли название части предмета названием целого предмета (подоконник, рама – «окно»). При названии животных, трудностей дети практически не испытывали, но при названии детенышей животных дети затруднялись и допускали ошибки (заяц – «зайчики»). Дети не могли назвать одним обобщающим словом ряд предметов.
Рис. 1. Результаты исследования словарного запаса дошкольников
Познавательно о обучении:
Пути формирования грамматически правильной речи дошкольного возраста
Овладение детьми грамматического строя речи – одна из самых важных проблем детской и педагогической психологии. Усвоение ребенком грамматического строя речи чаще всего связано с формированием у него коммуникативных функций речи. Ребенок использует язык как средство общения в меру того, как более-ме ...
Принципы комплектования медицинских групп
Организация и проведение занятий с учащимися специальной медицинской группы намного сложнее, чем занятий со здоровыми детьми: здесь собраны ребята из разных классов, разного возраста и пола, страдающие различными недугами и психологически не готовые к занятиям физкультурой. В некоторых школах допус ...
Чтение как процесс усвоения
Читатель не поглощает материал пассивно, как контейнер или губка. Это звучит банально, но вплоть до последнего времени авторитарные методы обучения, построенные на принципе кувшина и бутылки, господствовали в школе и за ее пределами, а традиция умирает медленно. Уважающий себя, независимый человек ...