Содержание и методика работы по развитию словаря младших дошкольников в ходе формирующего этапа опытной работы

Новая педагогика » Формирование лексической стороны речи детей 4-го года жизни » Содержание и методика работы по развитию словаря младших дошкольников в ходе формирующего этапа опытной работы

Страница 6

Проанализировав показатели констатирующего и контрольного эксперимента, мы можем сделать вывод, что коррекционная работа с использованием дидактических игр по развитию и обогащению лексического состава у детей, показала значительную динамику в развитии детей. Значительно увеличился объем словаря. Многие слова перешли из пассивного словаря в активный. Дети стали в большинстве случаев правильно согласовывать существительные с прилагательными в падежах и числах, подбирать прилагательные к существительным, узнавать предмет по описанию. Недостаточно сформированными оказались процессы обобщения предметов, явлений и действий, навыки словоизменения и словообразования. Затруднения у детей вызывали задания на называние и изменение по падежам, числам детенышей животных.

У дошкольников, также отмечается значительное увеличение активного словаря, обогащение его за счет прилагательных, образованных от существительных, некоторых наречий, глаголов, измененных приставочным способом. Дети активно используют в своей речи предлоги и другие союзные слова. Сложных предлогов в лексике детей еще нет. Возросло понимание многозначности слова. Дети легко справляются с заданиями по образованию прилагательных, глаголов от существительных. Проследив динамику формирования лексического запаса у детей, можно сделать вывод, что применение дидактических игр, дало положительные результаты.

Рис. 2. Сопоставительные данные обследования лексической системы дошкольников в констатирующем и контрольном экспериментах

Таким образом, можно сделать вывод о том, что различия в развитии словарного запаса дошкольников на констатирующем и контрольном этапах эксперимента очевидны, следовательно, гипотеза исследования подтверждена.

Формирование и активизация словарного запаса у детей в детском саду осуществляется как в процессе разнообразной практической деятельности при проведении игр, режимных моментов, наблюдений за окружающим и др., так и на специальных коррекционных занятиях. Методика работы по развитию словарного запаса дошкольников освещена в ряде научных и научно-методических трудов по логопедии.

Дети в игре присматриваются друг к другу, оценивают друг друга и в зависимости от таких оценок проявляют или не проявляют взаимные симпатии. Качества личности, обнаруживаемые ими в игре, определяют формирующиеся взаимоотношения. С детьми, не соблюдающими установленных правил в игре, демонстрирующими отрицательные черты характера в общении, сверстники отказываются иметь дело. Возникает личность в общении, строящаяся на осознаваемой, мотивированной основе. В процессе игры и подготовке к ней между детьми складываются отношения сотрудничества, взаимопомощи, разделения и кооперации труда, заботы и внимания друг к другу. В такого рода играх дети учатся воспринимать и передавать информацию, ориентироваться на реакции собеседников, зрителей и учитывать их в своих собственных действиях. Особенно это важно для того, чтобы суметь быстро сориентироваться, овладеть собой в трудной ситуации, которая может сложиться во время выступления, например: кто-то из участников забыл свои слова, перепутал очередность и т.д. Поэтому очень важно взаимопонимание между детьми-участниками и взаимовыручка, которые и складываются в процессе игры и подготовки к ней.

Роль педагога в организации и проведении дидактических игр очень велика. Она заключается в том, чтобы поставить перед детьми достаточно четкие задачи и незаметно передать инициативу детям, умело организовать их совместную деятельность и направить ее в нужное русло; не оставлять без внимания ни одного вопроса, как организационного плана, так и вопросов, касающихся лично каждого ребенка (его эмоций, переживаний, реакции на происходящее); на трудности, с которыми дети сталкиваются. Педагогу очень важно осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Познавательно о обучении:

Описание учебных задач и уточнение целей обучения
В ходе анализа (первые два шага этапа «Описание целей и условий обучения») описываются цели разработки учебных материалов, выявляются особенности целевой группы (контингент учащихся), уточняется совокупность используемых средств обучения. Всё готово к заключительному шагу первого этапа: описание уч ...

Диагностика речевых умений детей старшего дошкольного возраста
Сделать обзор научных исследований по теме контрольной работы, охарактеризовать существующие диагностические программы речевого развития у детей дошкольного возраста. Провести исследование одной из сторон детской речи, сделать анализ полученных результатов. Предложить программу коррекции работы с д ...

Экологическое воспитание, как составная часть нравственного воспитания
Возникновение экологической этики, в середине 70-х годов, свидетельствует об определенных сдвигах происходящих в сознании людей, пришедших к пониманию того, что экологический кризис – следствие неправильной ценностной ориентации, которой руководствуется человек в своей практической деятельности по ...

Категории

Copyright © 2025 www.fiteducation.ru