Развитие у детей умения ориентироваться в предложенном текстовом и наглядном материале (речевой образец, текст начала рассказа, опорные картинки-иллюстрации) при составлении собственного рассказа;
Активизация имеющихся знаний и представлений об окружающем;
Уточнение и развитие пространственных и временных представлений;
Развитие воссоздающего и творческого воображения;
Формирование навыков самостоятельного рассказывания.
Специальные занятия по обучению рассказыванию с элементами творчества проводили в основном на заключительном этапе коррекционной работы.
Здесь уже составление рассказов по аналогии с прослушанным текстом (небольшого объёма) проводилось без предварительного пересказа (с учётом возросших речевых и познавательных возможностей детей). Структура таких занятий включала:
Двукратное чтение и разбор содержания текста;
Конкретные указания детям по составлению собственного рассказа (изменение времени года, места действия и др.);
Рассказы детей с последующим коллективным анализом и оценкой.
При обучении творческому рассказыванию мы использовали методы составления рассказов по наборам игрушек, по трём опорным словам с иллюстрацией соответствующих картинок (например: «мальчик» – «удочка» – «река»; «ребята» – «лес» – «ёжик»; «мальчики» – «озеро» – «плот»).
Составлению рассказа предшествовало называние предметов, изображенных на картинках, и их краткая характеристика (описание внешнего вида, деталей и др.). Затем детям предлагалась тема рассказа, определяющая его возможную событийную основу: «На рыбалке», «Случай в лесу», «Приключение на озере» и т.п. Для облегчения выполнения задания использовался краткий план из трёх-четырёх вопросов, к составлению которого привлекали детей (например: «Что взял с собой мальчик на рыбалку?», «Кого он встретил на реке?», «Что принес мальчик домой?» и т.д.). При затруднениях мы давали образец начала рассказа.
С дошкольниками, участвующими в исследовании, было проведена диагностика словарного запаса
Проанализируем полученные результаты исследования словарного запаса в группе испытуемых.
Таблица 1. Результаты обследования словарного запаса в группе дошкольников
№ |
Задания |
Оценка результата в баллах |
Средний показатель в группе | |||||
Назар П. |
Никита Л. |
Вова Т. |
Лиза К. |
Аня М. |
Маша О. | |||
1. |
Обследование предметного словаря |
3 |
3 |
4 |
3 |
3 |
3 |
3,2 |
2. |
Называние предмета по его описанию |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2,8 |
3. |
Обобщающие понятия |
3 |
3 |
4 |
3 |
3 |
3 |
3,2 |
4. |
Что делают? |
3 |
3 |
4 |
3 |
3 |
3 |
3,2 |
5. |
Подбор прилагательных к существительным |
3 |
4 |
4 |
3 |
3 |
3 |
3,3 |
6. |
Объяснение значения слов |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2,3 |
7. |
Название животных и их детенышей |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2,3 |
8. |
Образование прилагательных oт существительных |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2,3 |
Познавательно о обучении:
Предлагаемый контроль на разных этапах обучения
На основе сформулированных требований в предыдущем параграфе мы разработали разные формы контроля по теме «Линейная функция». Далее рассмотрим более подробную характеристику предлагаемого контроля на разных этапах обучения. Последовательность изложения содержания будет придерживаться в соответствии ...
Экспериментальная работа по профессиональной реабилитации детей группы
риска в интернатном учреждении
Исследование проводилось на базе Государственного учреждения «Областной социально–реабилитационный Центр для несовершеннолетних» (ОСРЦ) г. Кургана. Учреждение является стационарным специализированным учреждением медико-социального обслуживания для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабил ...
Методика использования заданий, составленных с помощью приемов
занимательности
Необычный учебный материал обладает некоторыми особенностями по сравнению с обычным. Например, обычная схема учебных заданий такова: Однако, чтобы учащиеся научились решать задачи, вовсе не обязательно всегда избирать этот путь. Иногда полезно нарушать эту схему. Например, наряду с обычными (и важн ...