Содержание и методика работы по развитию словаря младших дошкольников в ходе формирующего этапа опытной работы

Новая педагогика » Формирование лексической стороны речи детей 4-го года жизни » Содержание и методика работы по развитию словаря младших дошкольников в ходе формирующего этапа опытной работы

Страница 3

Развитие у детей умения ориентироваться в предложенном текстовом и наглядном материале (речевой образец, текст начала рассказа, опорные картинки-иллюстрации) при составлении собственного рассказа;

Активизация имеющихся знаний и представлений об окружающем;

Уточнение и развитие пространственных и временных представлений;

Развитие воссоздающего и творческого воображения;

Формирование навыков самостоятельного рассказывания.

Специальные занятия по обучению рассказыванию с элементами творчества проводили в основном на заключительном этапе коррекционной работы.

Здесь уже составление рассказов по аналогии с прослушанным текстом (небольшого объёма) проводилось без предварительного пересказа (с учётом возросших речевых и познавательных возможностей детей). Структура таких занятий включала:

Двукратное чтение и разбор содержания текста;

Конкретные указания детям по составлению собственного рассказа (изменение времени года, места действия и др.);

Рассказы детей с последующим коллективным анализом и оценкой.

При обучении творческому рассказыванию мы использовали методы составления рассказов по наборам игрушек, по трём опорным словам с иллюстрацией соответствующих картинок (например: «мальчик» – «удочка» – «река»; «ребята» – «лес» – «ёжик»; «мальчики» – «озеро» – «плот»).

Составлению рассказа предшествовало называние предметов, изображенных на картинках, и их краткая характеристика (описание внешнего вида, деталей и др.). Затем детям предлагалась тема рассказа, определяющая его возможную событийную основу: «На рыбалке», «Случай в лесу», «Приключение на озере» и т.п. Для облегчения выполнения задания использовался краткий план из трёх-четырёх вопросов, к составлению которого привлекали детей (например: «Что взял с собой мальчик на рыбалку?», «Кого он встретил на реке?», «Что принес мальчик домой?» и т.д.). При затруднениях мы давали образец начала рассказа.

С дошкольниками, участвующими в исследовании, было проведена диагностика словарного запаса

Проанализируем полученные результаты исследования словарного запаса в группе испытуемых.

Таблица 1. Результаты обследования словарного запаса в группе дошкольников

Задания

Оценка результата в баллах

Средний показатель в группе

Назар П.

Никита Л.

Вова Т.

Лиза К.

Аня М.

Маша О.

1.

Обследование предметного словаря

3

3

4

3

3

3

3,2

2.

Называние предмета по его описанию

3

3

3

3

3

2

2,8

3.

Обобщающие понятия

3

3

4

3

3

3

3,2

4.

Что делают?

3

3

4

3

3

3

3,2

5.

Подбор прилагательных к существительным

3

4

4

3

3

3

3,3

6.

Объяснение значения слов

2

3

3

2

2

2

2,3

7.

Название животных и их детенышей

2

3

3

2

2

2

2,3

8.

Образование прилагательных oт существительных

2

3

3

2

2

2

2,3

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Познавательно о обучении:

Основные этапы реализации патриотического воспитания в современной школе
Основные этапы реализации патриотического воспитания в современной школе обусловлены динамикой личностного развития обучающихся. · В 1-4-х классах дети осваивают такие патриотические идеи и ценности, как защита Отечества от иноземных захватчиков, идеи сплочения и укрепления России, ответственности ...

Система работы по формированию начал экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности
МДОУ №110 «Дубравушка» работает по программе «Сообщество». В соответствии с требованиями программы, занятия проходят в форме утренних сборов. На утренних сборах даются знания на основе задач из «программы воспитания ребенка-дошкольника». Главное отличие программы «Сообщество», которое отличает ее о ...

Оригинальная система коррекционных упражнений по снижению уровня языковой интерференции
Как было отмечено выше, в работу по применению методов критического мышления на уроках родного языка входят: - упражнения, предусматривающие анализ и сопоставление специфичных для каждого языка речевых конструкций, вызывающих у учащихся наибольшие трудности; - тренинговые упражнения - имитативные, ...

Категории

Copyright © 2024 www.fiteducation.ru