Содержание и методика работы по развитию словаря младших дошкольников в ходе формирующего этапа опытной работы

Новая педагогика » Формирование лексической стороны речи детей 4-го года жизни » Содержание и методика работы по развитию словаря младших дошкольников в ходе формирующего этапа опытной работы

Страница 3

Развитие у детей умения ориентироваться в предложенном текстовом и наглядном материале (речевой образец, текст начала рассказа, опорные картинки-иллюстрации) при составлении собственного рассказа;

Активизация имеющихся знаний и представлений об окружающем;

Уточнение и развитие пространственных и временных представлений;

Развитие воссоздающего и творческого воображения;

Формирование навыков самостоятельного рассказывания.

Специальные занятия по обучению рассказыванию с элементами творчества проводили в основном на заключительном этапе коррекционной работы.

Здесь уже составление рассказов по аналогии с прослушанным текстом (небольшого объёма) проводилось без предварительного пересказа (с учётом возросших речевых и познавательных возможностей детей). Структура таких занятий включала:

Двукратное чтение и разбор содержания текста;

Конкретные указания детям по составлению собственного рассказа (изменение времени года, места действия и др.);

Рассказы детей с последующим коллективным анализом и оценкой.

При обучении творческому рассказыванию мы использовали методы составления рассказов по наборам игрушек, по трём опорным словам с иллюстрацией соответствующих картинок (например: «мальчик» – «удочка» – «река»; «ребята» – «лес» – «ёжик»; «мальчики» – «озеро» – «плот»).

Составлению рассказа предшествовало называние предметов, изображенных на картинках, и их краткая характеристика (описание внешнего вида, деталей и др.). Затем детям предлагалась тема рассказа, определяющая его возможную событийную основу: «На рыбалке», «Случай в лесу», «Приключение на озере» и т.п. Для облегчения выполнения задания использовался краткий план из трёх-четырёх вопросов, к составлению которого привлекали детей (например: «Что взял с собой мальчик на рыбалку?», «Кого он встретил на реке?», «Что принес мальчик домой?» и т.д.). При затруднениях мы давали образец начала рассказа.

С дошкольниками, участвующими в исследовании, было проведена диагностика словарного запаса

Проанализируем полученные результаты исследования словарного запаса в группе испытуемых.

Таблица 1. Результаты обследования словарного запаса в группе дошкольников

Задания

Оценка результата в баллах

Средний показатель в группе

Назар П.

Никита Л.

Вова Т.

Лиза К.

Аня М.

Маша О.

1.

Обследование предметного словаря

3

3

4

3

3

3

3,2

2.

Называние предмета по его описанию

3

3

3

3

3

2

2,8

3.

Обобщающие понятия

3

3

4

3

3

3

3,2

4.

Что делают?

3

3

4

3

3

3

3,2

5.

Подбор прилагательных к существительным

3

4

4

3

3

3

3,3

6.

Объяснение значения слов

2

3

3

2

2

2

2,3

7.

Название животных и их детенышей

2

3

3

2

2

2

2,3

8.

Образование прилагательных oт существительных

2

3

3

2

2

2

2,3

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Познавательно о обучении:

Обобщенная теорема синусов
Теорема 1.1: Для треугольника АВС с радиусом описанного круга R выполнены соотношения: . Теорема Чевы Отрезок, соединяющий вершину треугольника с некоторой точкой на противоположной стороне, называется чевианой. Теорема 2.1: Если три чевианы AX, BY, CZ (по одной из каждой вершины) треугольника АВС ...

Модель концентрированного обучения
Цель концентрированного обучения заключается в ликвидации многопредметности учебного дня, калейдоскопичности ощущений и впечатлений при формировании знаний, раздробленности познания и создания такого процесса обучения, когда вместо шести предметов на шести уроках в течение учебного дня (и четырнадц ...

Экспериментальная работа по определению эффективности развития творческого воображения средствами музыки
Цель данной работы определить влияние развивающих игр и упражнений на развитие творческого воображения младших школьников, разработать методику и экспериментально доказать возможность развития творческого воображения путем обогащения эмоционального опыта детей музыкальными средствами. Гипотеза: мож ...

Категории

Copyright © 2018 www.fiteducation.ru