Основные направления модернизации образования

В 2002 году в нашей стране принята «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года». В концепции модернизации российского образования определена главная задача государственной образовательной политики – обеспечение качества образования на современном уровне при сохранении его фундаментальности и соответствии актуальным и перспективным потребностям личности. общества и государства.

Основополагающий документ, устанавливающий стратегию и основные направления развития образования, — Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Она определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 года.

Таким образом, модернизация образования — это масштабная программа государства, в рамках которой разработан и уже реализуется план конкретных мероприятий. Среди них выделим те, которые относятся к общеобразовательной школе:

1) обновление содержания образования и совершенствование механизмов контроля за его качеством;

2) разработка и принятие государственных стандартов общего образования; разгрузка содержания образования;

3) введение единого государственного экзамена;

4) введение профильного обучения на старшей ступени общеобразовательной школы.

Остановимся на одном из направлений едином государственном экзамене (ЕГЭ) в форме всеобщего тестирования. Именно к этому новшеству отношение со стороны учителей, работников высшей школы и научных работников почти единодушно отрицательное.

ЕГЭ является централизованным выпускным экзаменом по всей Российский Федерации, и одновременно служит вступительным экзаменом в вузы.

Тесты как одна из форм контроля знаний, безусловно, имеют право на существование, особенно в условиях, когда за короткое время надо проверить общий уровень грамотности человека. С тестами приходится сталкиваться не только школьникам, но и взрослым людям, например, при устройстве на работу. Поэтому представлять себе особенности выполнения тестовых заданий должен любой грамотный человек.

В то же время реформа образования в ее нынешнем виде приведет к тому, что школьное образование сведется к натаскиванию на единое тестирование. Опасность увлечения тестами состоит в том, что целенаправленная подготовка к ним влияет на образ мышления человека, сильно ограничивает его возможности и уничтожает творческий характер личности. Ситуация, когда нет самостоятельного решения, а есть только выбор между предложенными кем-то вариантами ответов, хороша только для инертных, ограниченных людей. Именно таких выпускников школ мы и будем получать лет через десять, если тестирование примет единый и всеобщий характер.

Еще одно принципиальное возражение против ЕГЭ состоит в том, что он имеет существенные методологические и организационно-правовые ограничения. Даже корректно составленный тест не позволяет объективно оценить умение школьника думать, т.е. рассуждать и делать выводы. Совершенно очевидно, что тестирование (но не ЕГЭ!) можно использовать как одну из форм контроля работы средних школ, но ни в коем случае — как единственный монопольный механизм доступа к высшему образованию. Вузы должны сохранить большую самостоятельность в выборе правил приема абитуриентов; в частности, на время проведения эксперимента можно предоставить вузам право засчитывать результаты ЕГЭ по непрофильным дисциплинам.

Основными плюсами ЕГЭ можно назвать то, что он, позволяет сравнивать качество образования в разных школах и регионах, и облегчил процесс поступления в вузы, в т.ч. выпускников из периферийных регионов страны. Документы на получение образования можно подавать одновременно в несколько вузов. Если выпускник не смог поступить в этот год в вуз, то результаты сданного им ЕГЭ будут действовать и на следующий. И, наконец, если кто-то из выпускников не собирается дальше продолжать учиться, то он может ограничиться сдачей двух экзаменов, и с легкостью получить аттестат об окончании школы.

Познавательно о обучении:

Разработка плана-конспекта урока с применением Дальтон-технологии
Федор Сологуб (Федор Кузьмич Тетерников) Тема урока: "Я – бог таинственного мира…" О, Божественная Сила, и ко мне сходила ты, и душе моей дарила окрыленные мечты… Ф. Сологуб Материалы к лекции учителя Что же было божественного и таинственного в этом художнике? Не раз можно встретить в его ...

Обоснование выбора и применения педагогических средств, используемых в работе
В своей практической работе по коррекции уровня агрессивности школьников я считаю нужным применять и идеальные и материальные средства обучения. Но ведущую роль в настоящее время отвожу все же идеальным средствам в сочетании с оптимальными этой тематике методами обучения. Так в ходе урока технологи ...

Методы обучения
При практической реализации педагогической технологии особое место занимает выбор методов обучения, так как от этого в значительной степени зависит результативность применения технологии. Существует несколько классификаций методов обучения. Наиболее широко распространена классификация по способу пр ...

Категории

Copyright © 2020 www.fiteducation.ru