Психологическая защита личности у педагогов: экспериментальное исследование

Новая педагогика » Психологическая защита личности у педагогов: экспериментальное исследование

Проблема психологической защищенности личности является одной из фундаментальных в вопросах сохранения психического здоровья и личностной гармоничности. Она актуальна в мировой психологии и лично для каждого человека, вступающего во взаимодействие с окружающим миром на разных этапах своего развития.

Изучение психологической защиты у педагогов представляется интересным и важным моментом, т.к. именно психологическая защита отражает гармоничность развитой личности, адекватность восприятия окружающей действительности и умение решать личностные и профессиональные проблемы. Однако, проанализировав психолого-педагогическую литературу по данному вопросу, мы выяснили, что механизмы психологической защиты в педагогической дельности исследованы недостаточно, не выявлены ведущие или наиболее используемые.

Психологическая защита выступает как разновидность самообмана, искажение действительности для смягчения чувства неудачи, чтобы не видеть нежелательное, чтобы не тревожиться, поддержать чувство адекватности и собственное достоинство, и неразрывно связана с напряжением, конфликтами. Педагогическая деятельность насыщена разного рода напряженными ситуациями и различными факторами, связанными с возможностью повышенного эмоционального реагирования. В настоящее время внимание психологов направлено на исследование специфического механизма психологической защиты в педагогической деятельности - синдрома "эмоционального выгорания". Некоторые из них, М.В. Борисова, В.Е. Орел и др. рассматривают его как результат общей напряженности защит личности.

Психологическая защита педагога состоит из набора определенных защитных механизмов, находящихся в особой взаимосвязи друг с другом. Согласованность этих механизмов между собой и равномерность представленности их в структуре психологических защит личности педагога обуславливает эффективность функционирования данной структуры и определяет социально-психологические и профессионально-педагогические особенности деятельности и поведения.

Для нас изучение проблемы психологической защиты личности педагогов является актуальным, поскольку она неразрывно связана с нашей профессиональной деятельностью. Знание ведущих механизмов и их работы поможет в формировании и коррекции собственной структуры психологических защит личности.

Все вышеперечисленное определило тему нашего исследования: Психологическая защита в педагогической деятельности.

Объектом нашего исследования является структура психологических защит личности педагога.

Предметом исследования являются механизмы психологической защиты в педагогической деятельности.

Цель нашего исследования: определить ведущие механизмы психологической защиты в педагогической деятельности.

В рамках данной темы мы выдвинули следующие задачи:

Проанализировать исследования по вопросам психологической защиты личности.

Рассмотреть структуру психологических защит личности педагога.

Изучить методику исследования психологических защит.

Провести тестирование и проанализировать результаты.

При написании нашей работы использовались следующие методы научного исследования:

Теоретические: анализ литературных источников.

Эмпирические: экспериментальное исследование механизмов педагогической деятельности.

психологическая защита эмоциональное выгорание

Работа состоит из введения, двух глав (теоретической и экспериментальной), заключения, библиографического списка и приложений.

Познавательно о обучении:

Особенности интеллектуальной одаренности
Психологическим изучением детской одарённости и разработкой психолого-педагогических вопросов обучения и воспитания незаурядных детей долгое время в нашей стране занимались очень мало. В соответствии с господствовавшей идеологией считалось, что не нужно выделять особо способных детей, что все равны ...

Обмен жиров и его нарушения
Жиры - органические соединения, входящие в состав животных и растительных тканей и состоящие в основном из триглицеридов (сложных эфиров глицерина и различных жирных кислот). Кроме того, в состав жиров входят вещества, обладающие высокой биологической активностью: фосфатиды, стерины, некоторые вита ...

Роль педагогического анализа урока в повышении педагогического мастерства
Педагогическое наблюдение и анализ урока (а также и самоанализ) – важнейший фактор совершенствования учебно-воспитательного процесса на основе внедрения в практику современной теории обучения и воспитания учащихся. Анализом учебно-воспитательной деятельности учителя занимаются многие, включая студе ...

Категории

Copyright © 2025 www.fiteducation.ru