Представление о психологической защите личности

Страница 2

Таким образом, помимо определения времени онтогенетической организации, источников, адаптивной ценности механизмов защиты А. Фрейд дифференцировала бессознательность смыслового материала, подвергшегося воздействию защиты и бессознательность защитного процесса.

Активное неприятие психоанализа, имевшее место на протяжении многих лет в отечественной психологии, не позволило исследователям внести какой-либо заметный вклад в разработку проблемы психологической защиты. В работах 50-70-х годов сам термин "защита" тщательно избегался или подменялся терминами "психологический барьер", "защитная реакция", "смысловой барьер", "компенсаторные механизмы" и т.п. Позднее, многие исследователи стали считать, что феномен защитных механизмов может и должен быть предметом действительно научного изучени. При этом некоторые авторы подчеркнуто дистанцируются от психоаналитической парадигмы, рассматривая защиту либо в границах теории установки (как реорганизацию системы установок), либо в пределах теории деятельности (как временный отказ от деятельности) и т.п.

Среди отечественных исследователей наибольший вклад в разработку проблемы психологической защиты с позиций теории установки внес Ф.В. Бассин. Критикуя психоанализ за отсутствие научной основы, он рассматривает выдвинутые в практике психоанализа феномены на основе "иной методологии" под которой понимается диалектический материализм. В частности Ф.В. Бассин не приемлет положение ортодоксального психоанализа о психологической защите как "последнее остающееся в распоряжении субъекта средство для устранения эмоциональных напряжений, которые вызываются столкновением осознаваемого с противостоящим и враждебным по отношению к нему бессознательным". Идея подобного принципиального антагонизма сознания и бессознательного оценивается Ф.В. Бассиным как спорная. Он подчеркивает, что главное в защите сознания от дезорганизующих его влияний психической травмы - понижение субъективной значимости травмирующего фактора. Согласно Ф.В. Бассину и, по мнению некоторых других исследователей - А.А. Налчаджяна, Е.Т. Соколовой, В.К. Мягер и др., - психологическая защита является нормальным, повседневно работающим механизмом человеческого сознания. При этом Ф.В. Бассин, как уже отмечалось, подчеркивает огромное значение защиты для снятия различного рода напряжений в душевной жизни. По его мнению, защита способна предотвратить дезорганизацию поведения человека, наступающую не только при столкновении сознательного и бессознательного, но и в случае противоборства между вполне осознаваемыми установками. Автор считает, что основным в психологической защите является перестройка системы установок, направленная на устранение чрезмерного эмоционального напряжения и предотвращающая дезорганизацию поведения.

Правда, исследователи, такие как В.А. Ташлыков, В.С. Роттенберг, Ф.Е. Василюк, Э.И. Киршбаум, И.Д. Стойков и др., считают психологическую защиту однозначно непродуктивным, вредоносным средством решения внутренне-внешнего конфликта. Среди ученых этого направления популярна идея о том, что защитные механизмы ограничивают оптимальное развитие личности, ее так называемую "собственную активность", "активный поиск", тенденцию к "персонализации", "выход на новый уровень регуляции и взаимодействия с миром".

Авторы В.К. Мягер, Б.В. Зейгарник, Е.Т. Соколова, Р.М. Грановская, которые предлагают различать между патологической психологической защитой или неадекватными формами адаптации и "нормальной, профилактической, постоянно присутствующей в нашей повседневной жизни". Так или иначе, определение значения психологической защиты в индивидуальном развитии и процессе социально-психической адаптации - вопрос, от которого зависит и отношение к этому феномену в его реальных проявлениях.

Страницы: 1 2 3

Познавательно о обучении:

Зачет как одна из форм организации контроля
Одним из самых больных, узких мест реализации школьной реформы является ярко проявившееся противоречие между необходимостью, с одной стороны, повысить качество образования и воспитания, обеспечить высокий научный уровень преподавания каждого предмета и, с другой стороны, острым дефицитом учебного в ...

Подбор упражнений для коррекции низкой двигательной активности
Упражнения с мячом: бросание вверх (без ловли), вдаль; бег за мячиком; скатывание с наклонных поверхностей (горка, желоб, доска) в сочетании с бегом; удары ногой (футбол); прокатывание по полу (резко, с силой) между ног назад и бег за мячом; перебрасывание через голову назад; бросание вниз из полож ...

Понятие стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся начальной школы
Интерес - форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности. Субъективно интерес обнаруживается в эмоциональ ...

Категории

Copyright © 2019 www.fiteducation.ru