Экспериментальная проверка эффективности разработанной системы

Страница 1

Для проверки сформированности знаний и умений учащихся по данной теме были проведены два контрольных диктанта. Первый диктант учащиеся писали сразу после изучения грамматической темы: «Родовые окончания имён прилагательных», второй через два месяца. Диктанты писали пять человек.

Текст диктанта.

Экскурсия в зимний лес.

Вчера мы ходили на экскурсию в зимний лес. Был небольшой мороз. Лёгкий ветер поддувал нам в спину. Под ногами скрипел сухой снег. Небо было ясное, чистое, безоблачное. Ярко светило солнце. Его холодные лучи играли на снегу и слепили глаза. Пушистый серебристый снег сверкал и переливался. Нас очаровала зимняя природа, её ослепительная красота. Огромное зимнее солнце ещё долго освещало могучие вековые сосны. На следующий день мы в классе написали сочинение об экскурсии в зимний лес.

Учащиеся выполняли следующее грамматическое задание:

Найдите в тексте словосочетание существительного с прилагательным.

Определите род, число имён прилагательных, выделите окончания.

При написании диктанта и выполнении грамматического задания были допущены следующие ошибки:

Правописание безударных гласных (1 чел. – 1 ош.)

Пропуск букв, предлогов (2 чел. – 2 ош.)

Определение рода, числа имён прилагательных (2 чел. – 2 ош.)

Очевидно, что у учащихся, допустивших ошибки, орфографический навык оказался менее стойким. Произошло это потому, что учащиеся недостаточно сознательно усвоило грамматические признаки имени прилагательного, были малоактивны на уроках.

Чтобы выяснить, насколько глубоко и прочно учащиеся овладели навыком правописания родовых окончаний имён прилагательных, с той же группой учащихся был проведён контрольный диктант, но уже в 7 классе.

Текст диктанта.

На реке весной.

Весенний вечер. Красное солнце приближается к горизонту. Сова пролетает над тихой водой. Большими стаями летят утки, гуси, журавли. Наверное нравится птицам этот край безбрежной воды. Вот небольшой остров в лесу. На нём деревянная избушка. Рядом прошлогоднее сено. Разводим уютный костёр. Пахнет болотной сыростью, дымом, прелыми листьями. Из-за деревьев поднимается большая круглая луна. Наступает весенняя короткая ночь.

Грамматическое задание.

Выпишите словосочетания существительного с прилагательным в три столбика: м. р., ж. р., ср. р.

Были допущены следующие ошибки:

Правописание падежных окончаний имён существительных (1 чел. – 1 ош.)

Замена, пропуск букв, слов (2 чел. – 2 ош.)

Ошибок на правописание родовых окончаний имён прилагательных не было.

Следовательно, учащиеся данного класса достаточно глубоко и прочно овладели навыком правописания родовых окончаний имён прилагательных.

Учителя – предметники, работающие в данном классе, отмечают определенные изменения в речи учащихся: улучшились их устные ответы, речь стала свободней и полней, заметно расширился словарь прилагательных.

Развитие речи умственно отсталых учащихся – одна из важнейших задач, которая решается специальной (коррекционной) школой в процессе преподавания всех учебных предметов. Столь пристальное внимание к речевому развитию детей не случайно. Работая над исправлением различных нарушений речи, формируя речевые умения и навыки, мы тем самым развиваем у школьников познавательные способности, совершенствуем психические функции. Кроме того, речь является средством коммуникации, поэтому от успешности речевого развития зависит качество социальной адаптации выпускников специальной школы.

Данные психолого-педагогических исследований (А.К. Аксенова, М.Ф. Гнездилов, С.Ю. Ильина, Р.И. Лалаева, В.Г. Петрова и др.) свидетельствует о наличии системных нарушений в речевом развитии детей с интеллектуальной недостаточностью. Авторы отмечают, что учащиеся с(к) школы VIII вида испытывают значительные трудности в овладении грамматическими знаниями и умениями в области правописания.

Особенно трудной является тема «Имя прилагательное», т.к. прилагательное – отвлеченная грамматическая категория. В работах Г.М. Дульнева, А.И. Луцкиной, З.Н. Смирновой и других авторов показано, что учащиеся с интеллектуальными нарушениями с трудом понимают грамматическую сущность имени прилагательного, мало используют слова этой категории даже в спонтанной устной речи, это затрудняет овладение грамматическими признаками данной части речи.

Страницы: 1 2

Познавательно о обучении:

Индивидуальные особенности памяти дошкольников, их развитие в процессе обучения
Память - это психологический процесс, выполняющий функции запоминания, сохранения и воспроизведения материала. Дошкольное детство — это период интенсивного развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью. В наибольшей степени ...

Методы и формы контроля
Проверка знаний позволяет выяснить уровень усвоения материала и на основе этого управлять учебным процессом совершенствуя методы и формы работы учащихся. Проверка знаний является связующим звеном между учителем и учащимися. Знание и понимание функций контроля поможет учителю грамотно, с меньшей зат ...

Классный руководитель в конфликте «Школа - родители»
По-разному складываются отношения с родителями школы в целом и классного руководителя в частности. От этого зависит степень взаимопонимания и взаимодействия и, в конечном счете – эффективность воспитательного процесса, как школьного, так и домашнего. От этого зависит позиция, стратегия и тактика в ...

Категории

Copyright © 2024 www.fiteducation.ru