Нарушения фонетической стороны речи

Среди учащихся специальной коррекционной школы значительный процент составляют дети с нарушением фонетической стороны речи.

Недостатки фонетического строя речи у школьников с интеллектуальной недостаточностью отмечались дефектологами, работавшими с этой категорией детей в начале XX века (Г.Я. Трошин и др.), а также изучавшими их в более поздние годы (Е.М. Хватцев, Г.А. Каше, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, З.Д. Будаева и др.). Все исследователи говорят о том, что у умственно отсталых детей нарушения произношения встречаются значительно чаще, чем у детей с нормальным интеллектом. Распространённость фонетических недостатков в значительной степени зависит от выраженности степени умственной отсталости.

Недостатки произношения следует рассматривать как одно из проявлений общего речевого недоразвития детей, свойственных им фонетико-фонематических нарушений, которые обнаруживаются в неточной слуховой дифференциации близких по звучанию фонем и в затруднённости звукового анализа слов. Определённое значение имеют и недостатки работы артикуляционного аппарата, в которых проявляется моторное недоразвитие умственно отсталых детей.

Многие звуки в речи умственно отсталых школьников отсутствуют или не произносятся. В одних случаях дети совсем не выговаривают тот или иной звук, например [р] или [ш], и соответственно пропускают его или заменяют другим звуком, сходным по звучанию или артикуляции. Некоторые школьники, искажённо произносят ряд звуков вследствие неправильно сформированного артикулирования.

Фонетически неправильная речь создаёт препятствия для общения ребёнка с окружающими его взрослыми и сверстниками. Нечётко воспринимая слова, имеющие сходно звучащие фонемы, умственно отсталый ребёнок не замечает различий между этими словами и не усваивает значения каждого из них. Так же трудно воспринимаются безударные и, следовательно, недостаточно отчётливо звучащие окончания. Это существенно замедляет овладение словарным составом и грамматическим строем языка, затормаживает продвижение в вербальном развитии. И, конечно, у школьника неизбежно возникают серьёзные трудности при овладении элементарной грамотой. Нарушения звукопроизношения, особенно замены звуков, у детей с интеллектуальной недостаточностью чаще, чем у детей с нормальным интеллектом, отражаются на письме.

Познавательно о обучении:

Методические рекомендации по использованию видеоматериалов на уроках английского языка
Мы считаем возможным дать несколько методических рекомендаций для использования видеоматериалов на уроках английского языка с целью развития навыков говорения: Использование видеоматериалов на уроке английского языка должно быть уместным к теме урока для лучшего запоминания учащимися тем, предусмот ...

Роль учебных предметов в формировании нравственно-эстетического отношения к природе
На основе разработки научных представлений и обобщения передового опыта, сложилась характеристика нравственно-эстетического воспитания в современной общеобразовательной школе, как целенаправленного процесса формирования творчески активной личности ребенка, способного с позиции доступного ему понима ...

Психолого-педагогические основы изучения понятия одарённость
Под одарённостью ребёнка понимается более высокое, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления. Понятие "одарённость" происходит от слова "дар". Таким образом, одаренность – это дар и означает особо благопри ...

Категории

Copyright © 2021 www.fiteducation.ru