Нарушения фонетической стороны речи

Среди учащихся специальной коррекционной школы значительный процент составляют дети с нарушением фонетической стороны речи.

Недостатки фонетического строя речи у школьников с интеллектуальной недостаточностью отмечались дефектологами, работавшими с этой категорией детей в начале XX века (Г.Я. Трошин и др.), а также изучавшими их в более поздние годы (Е.М. Хватцев, Г.А. Каше, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, З.Д. Будаева и др.). Все исследователи говорят о том, что у умственно отсталых детей нарушения произношения встречаются значительно чаще, чем у детей с нормальным интеллектом. Распространённость фонетических недостатков в значительной степени зависит от выраженности степени умственной отсталости.

Недостатки произношения следует рассматривать как одно из проявлений общего речевого недоразвития детей, свойственных им фонетико-фонематических нарушений, которые обнаруживаются в неточной слуховой дифференциации близких по звучанию фонем и в затруднённости звукового анализа слов. Определённое значение имеют и недостатки работы артикуляционного аппарата, в которых проявляется моторное недоразвитие умственно отсталых детей.

Многие звуки в речи умственно отсталых школьников отсутствуют или не произносятся. В одних случаях дети совсем не выговаривают тот или иной звук, например [р] или [ш], и соответственно пропускают его или заменяют другим звуком, сходным по звучанию или артикуляции. Некоторые школьники, искажённо произносят ряд звуков вследствие неправильно сформированного артикулирования.

Фонетически неправильная речь создаёт препятствия для общения ребёнка с окружающими его взрослыми и сверстниками. Нечётко воспринимая слова, имеющие сходно звучащие фонемы, умственно отсталый ребёнок не замечает различий между этими словами и не усваивает значения каждого из них. Так же трудно воспринимаются безударные и, следовательно, недостаточно отчётливо звучащие окончания. Это существенно замедляет овладение словарным составом и грамматическим строем языка, затормаживает продвижение в вербальном развитии. И, конечно, у школьника неизбежно возникают серьёзные трудности при овладении элементарной грамотой. Нарушения звукопроизношения, особенно замены звуков, у детей с интеллектуальной недостаточностью чаще, чем у детей с нормальным интеллектом, отражаются на письме.

Познавательно о обучении:

Влияние СМИ на современных школьников
Только в начале 70-х гг. озабоченная благом детей обще­ственность и отдельные родители и воспитатели начали прояв­лять беспокойство по поводу военных игрушек. Затем внимание привлекли к себе игровые залы и уста­новленные в них автоматы с военными играми. Сейчас же основное зло для подростков видят ...

Наука в период Киевской Руси
Именно во времена Киевской Украины-Руси начинает изучаться интегрированная филологическая дисциплина - словесность, которая сочетала в себе диалектику, поэтику и риторику. По мнению академика А. Р. Мазуркевича и современного исследователя В. В. Олифиренко. Это было начало методики украинской литера ...

Процесс адаптации ребенка к школе
И.В. Дубровина указывает что, период адаптации составляет от 1 до 2 месяцев. В этот период некоторые дети могут быть очень шумными, крикливыми. Одни без удержу носятся по коридорам, отвлекаются на уроках, ведут себя развязно с учителями; дерзят, капризничают. Другие дети очень скованы, робки, держа ...

Категории

Copyright © 2020 www.fiteducation.ru