Нарушения фонетической стороны речи

Среди учащихся специальной коррекционной школы значительный процент составляют дети с нарушением фонетической стороны речи.

Недостатки фонетического строя речи у школьников с интеллектуальной недостаточностью отмечались дефектологами, работавшими с этой категорией детей в начале XX века (Г.Я. Трошин и др.), а также изучавшими их в более поздние годы (Е.М. Хватцев, Г.А. Каше, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, З.Д. Будаева и др.). Все исследователи говорят о том, что у умственно отсталых детей нарушения произношения встречаются значительно чаще, чем у детей с нормальным интеллектом. Распространённость фонетических недостатков в значительной степени зависит от выраженности степени умственной отсталости.

Недостатки произношения следует рассматривать как одно из проявлений общего речевого недоразвития детей, свойственных им фонетико-фонематических нарушений, которые обнаруживаются в неточной слуховой дифференциации близких по звучанию фонем и в затруднённости звукового анализа слов. Определённое значение имеют и недостатки работы артикуляционного аппарата, в которых проявляется моторное недоразвитие умственно отсталых детей.

Многие звуки в речи умственно отсталых школьников отсутствуют или не произносятся. В одних случаях дети совсем не выговаривают тот или иной звук, например [р] или [ш], и соответственно пропускают его или заменяют другим звуком, сходным по звучанию или артикуляции. Некоторые школьники, искажённо произносят ряд звуков вследствие неправильно сформированного артикулирования.

Фонетически неправильная речь создаёт препятствия для общения ребёнка с окружающими его взрослыми и сверстниками. Нечётко воспринимая слова, имеющие сходно звучащие фонемы, умственно отсталый ребёнок не замечает различий между этими словами и не усваивает значения каждого из них. Так же трудно воспринимаются безударные и, следовательно, недостаточно отчётливо звучащие окончания. Это существенно замедляет овладение словарным составом и грамматическим строем языка, затормаживает продвижение в вербальном развитии. И, конечно, у школьника неизбежно возникают серьёзные трудности при овладении элементарной грамотой. Нарушения звукопроизношения, особенно замены звуков, у детей с интеллектуальной недостаточностью чаще, чем у детей с нормальным интеллектом, отражаются на письме.

Познавательно о обучении:

Модель дистанционного обучения
В нашей стране разрабатывается Единая система дистанционного образования (ЕСДО). Дистанционное образование разрабатывается достаточно быстро и эффективно как за рубежом, так и в нашей стране (А.А. Андреев, Н.И. Гендина, Р.С. Гиляревский, А.И. Змитрович, А.Д. Иванников, Д.В. Куракин, Г.А. Кручинина, ...

Евклидовы «Начала»
В течение двух тысяч лет геометрию узнавали из «Начал» Евклида, либо из учебников, написанных не основе этой книги. Лишь профессиональные математики обращались к трудам других великих греческих геометров: Архимеда, Апполония – и геометров более позднего времени. Классическую геометрию стали называт ...

Интернатное учреждение - форма устройства детей группы риска
Указ Президента РФ от 01.06.1991 г. «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е гг.» стал юридическим актом создания в стране социальных приютов, гостиниц для детей и подростков, медико-педагогических школ. Приказом министра со ...

Категории

Copyright © 2021 www.fiteducation.ru