Усвоение знаний учащимися

Новая педагогика » Усвоение знаний учащимися

Страница 3

Особое внимание формированию эмоциональной сферы школьников, уделял в процессе формирования их духовного мира В.Хухомлинский.

В его классе было традицией вольно, открыто выражать свои чувства, удовлетворенность или неудовлетворенность, благодарность или обиду, гнев и удивление. Ярким примером практической деятельности Сухомлинского было использование разноцветных хризантем из школьной теплицы, которые ежедневно ставились на столе у учителя, символизируя своим цветом душевное состояние детей: розовый - радость, синий – тревога, голубой – грусть, фиолетовый – обида.

Педагог считал, что "красота, лучший способ воспитания чувственности души. Я бы назвал красоту гимнастикой души – она выравнивает наш дух, нашу совесть, наши чувства и убеждения ." Тонкий психолог В.Сухомлинский понимал, что от того, на сколько ярко закрашиваются эмоционально-познавательные в годы отрочества идеи, принципы, на сколько шире круг фактов охватывает человек, своим мыслительным взглядом, на сколько органически сливаются объединяются эмоциональная и моральная оценка окружающего мира, на сколько глубоко происходят познавательные человеком идеи в ее личной деятельности, борьбы, зависит тонкость, душевность, сердечность личного отношения к человеку и коллективу, к боли и радости других людей".

Педагогу очень важно уметь видеть, чувствовать, понимать причины, которые создают неблагоприятные эмоциональные состояния у школьников, и определять пути избегания их или регулирования ими. Сама эмоциональная сфера является грунтом, на котором выкристаллизовывается и понимание личности и ее чувство и ее воля. Эмоциональная сфера, сфера чувствительная, тонкая. Она вибрирует как музыкальный инструмент, раскрывая разные явления человеческой души: радость, грусть, тревогу, увлечение, угнетенность. Если взрослый человек, каким-то образом может регулировать свое душевное состояние, то ребенок, наоборот, нередко попадает в бурлящий поток разных психологических явлений, которые происходят в его внутреннем мире. Они воспринимаются очень больно, угнетающе, унизительно. А еще такое душевное состояние усиливает непонимание его взрослыми. Педагог позванный быть регулятором духовного мира ребенка до тех пор, пока он сам не овладеет регулятивными навыками. Он во-первых, должен быть носителем положительных эмоций, настроения, состояния. Используя весь арсенал педагогических стимулов, педагог может стать духовным наставником молодежи. Поэтому, он должен владеть не только способами эмоционального стимулирования, а и знанием о негативных и позитивных психологических состояний, причины их появления (одной из причин негативных состояний, является неквалифицированный подход к осуществлениям воспитательного процесса), умением решать их, и влиять развитию эмоциональных положительных состояний.

Типовыми явлениями педагогической практики является утомление, переутомление, монотония, стресс, эмоциональное напряжение. Они определяют ухудшение показателей деятельности, или производят к опасному перегружению сил человека.

Утомление, по характеристике профессора Г.Аракелова, - пример состояния сниженной трудоспособности. По своему происхождению, оно является наследником природного истечения силы, в последствии интенсивной и долгой работы, и сигнализирует об необходимости перемены для отдыха.

Роль педагога в том, чтобы вовремя почувствовать такого состояния и создать условия для его избегания переключить детей на другой вид деятельности.

Характерными чертами для всех видов утомления являются симптомы физиологического дискомфорта. Появление таких негативных эмоций, как раздосадованность, нервозность, апатия, чувства бессилия, нередко агрессивность. Внешним выявлением всех видов утомления является снижение быстроты и ритмичности во время выполнения заданий.

Переутомление содействует развитию хронического утомления. Это выявление болезни, которое требует специального лечения. К переутомлению школьников приводит перегружение в обучении. Проявляется переутомление большинство у тех учеников, которые имеют интерес к науке.

Термин "стресс" ввел в науку известный физиолог Г.Сэлье. Он экспериментально разработал представление о стрессе, как неспецифическую адаптационную реакцию организма на действие экспериментального чинника. Причина стресса может быть угрозой, как для биологической целостности организма, так и для психологического состояния человека. Г.Аркелов выделяет две важные группы стрессовых состояний – стресс физиологический и психологический.

Страницы: 1 2 3 4 5

Познавательно о обучении:

Исследование уровня развития творческих способностей учащихся в условиях современного образования
Для исследования развития творческих способностей нами был проведён формирующий эксперимент. База эксперимента: ГОСШ №1 г. Пинска, 3 "А" класс. Эксперимент проводился в несколько этапов. На первом этапе мы: А) определили цели и задачи исследования творческих способностей подросткового воз ...

Воображение как психолого-педагогический феномен
Воображение играет огромную роль в жизни человека. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение играет также огромное значение для разв ...

Особенности проведения занятий при эндокринных заболеваниях
Необходимо учитывать следующие особенности состояния организма при организации физической подготовки: нарушение всех видов обмена (в том числе водного, минерального и витаминного) при преимущественном нарушении одного из них; ослабление силы и тонуса мышц; функциональная слабость всех систем и орга ...

Категории

Copyright © 2025 www.fiteducation.ru