Участие сверстников в игре дает возможность «узнать и почувствовать свое действие». Эта возможность, отмечает Е. О. Смирнова, осуществляется через два момента. Во-первых, наблюдая и оценивая действия других и предвидя собственное выполнение тех же действий, ребенок лучше осознает правила игры, поскольку в этом случае они представлены ему во внешней развернутой форме. И, во-вторых, постоянный контроль со стороны других детей (их замечания, предупреждения и даже угрозы исключить из игры за неправильное поведение), их ярко выраженное отношение к действиям ребенка обращают внимание дошкольника на собственные действия.
Стадии, представленные во многих дидактических играх экологического содержания, позволяют воспитанникам общаться друг с другом, проявляя при этом те качества, которые недоступны им в повседневной жизни. Общение детей в игровых ситуациях дает им ощущение реальности, усиливает мотивацию к экологической деятельности. При этом в игре мотивация, приобретает целый комплекс познавательных, эстетических, нравственных, социальных побуждений, требующих от участников принятия решений, что особенно важно в экологическом воспитании.
А.В. Добрецова отмечает, что участник общения в игровых ситуациях выступает в двойной позиции: относясь к другому, воздействуя на него, он в то же время отражает партнера в своем сознании, воспринимает его идеи, суждения, чувства, вырабатывая и свое к ним отношение. В результате происходит самоутверждение личности ребенка. Общение в игровой ситуации позволяет детям не только получить соответствующую информацию, но и посредством подражания и заимствования сопереживать, развивать эмоции, усваивать нравственные нормы поведения, в том числе в природе.
В области ознакомления с растениями используются дидактические игры, разработанные В.А. Дрязгуновой. Данные игры имеют образовательную и воспитательную ценность, так как через них дети закрепляют и уточняют представления, полученные на занятиях, овладевают операциями анализа, сравнения, классификации, учатся рассуждать, делать выводы и обобщения.
В сборниках дидактических игр описано много разнообразных игр для ознакомления дошкольников с окружающим миром, в том числе природой». Однако в процессе таких игр дети только овладевают более глубокими знаниями о природе, характерных особенностях животных и растений, явлений природы, что, конечно, важно, но практически ничего не узнают о взаимосвязи живой и неживой природы в экосистеме, о невозможности нарушения ее целостности, что является основополагающим в экологическом воспитании. Подобные игры не дают возможности успешно развивать у дошкольников способность замечать живое, осознавать его потребности, сопереживать беде других и бережно относиться к природе.
А.А. Петрикевич разработана серия дидактических игр «Что могут делать наши «помощники»; глаза, нос, уши, язык, руки». Эти игры способствуют развитию у детей умений узнавать, отличать различные объекты природы с помощью органов чувств, что в свою очередь дает возможность осознавать потребность живых организмов, сопереживать беде других и бережно относиться к природе.
Представляет интерес исследование И. А. Комаровой о роли игры в становлении осознанного отношения к природе у детей среднего дошкольного возраста. При ознакомлении ребят 5-го года жизни с растениями автором использовались элементы различных видов игр, в том числе и дидактических. В исследовании подчеркивается, что внесение игры в процесс обучения детей среднего дошкольного возраста «…способствует усвоению программного материала занятий и наблюдений, как с точки зрения образовательной, так и воспитательной… формированию систематизированных знаний». И далее: «Они (игры) повышают активность детей в процессе обучения, снижают утомляемость, способствуют развитию интереса и умственной деятельности».
И.А. Комаровой разработаны и апробированы разнообразные игровые обучающие ситуации на занятиях и в процессе систематических наблюдений. Своеобразным игровым элементом, который использовался исследователем, была игрушка (главным образом кукла, изображающая сказочных персонажей, героев детских мультфильмов и телепередач), вокруг которой развертывалось занятие. Игровые персонажи в ходе экспериментальной работы связывались с различными элементами сюжетно-ролевой игры и с дидактическим содержанием занятия, в результате чего складывались игровые обучающие ситуации (ИОС).
Познавательно о обучении:
Знак и логотип
Особой областью графического дизайна является разработка фирменного стиля: товарного знака, шрифта, цвета и пр., которые помогают узнавать фирму или товар. Знаменитый логотип (графический условный значок) фирмы Nike – «галочка» - был создан в 1971 г. студенткой-дизайнером К. Дэвидсон. Символизирует ...
Изучение уровня обмена веществ у учащейся молодежи
Эксперимент проводился на базе кафедры Биологии и биологического образования ЕГФ БГПУ им М.Акмуллы. в эксперименте участвовали 22 человека: 11 юношей и 11 девушек – студентов в возарсте 20 -21 год, проживающих в общежитии г.Уфы. Исследовали уровень основного обмена с помощью расчетных таблиц Бенеди ...
Карл Фридрих Гаусс
В Броауншвейге 30 апреля 1777 года родился будущий великий математик. Сын водопроводчика в 1795 году поступил в Геттингенский университет, который с успехом закончил в 1798 году. В 1799 году Карл Фридрих получил доцентуру в Брауншвейге, а в 1807 году кафедру математики и астрономии в Геттингенском ...