Виды деятельности

Страница 1

Человек как субъект познания и общения формируется в процессе деятельности, которая обеспечивает научное освоение действительности, возбуждает интерес, чувства, порождает новые потребности, активизирует волю, энергию – все то, что служит строительным материалом для развития и становления личности.

Всякая деятельность состоит из операций и действий. Операции – это процессы, цели которых находятся не в них самих, а в том действии элементом, которого они являются. Действия – это процессы, мотивы которых находятся в той деятельности, в состав которой они входят. Воспитательный процесс заключается в том, что педагог совершает переход от управления операциями к управлению действиями, а затем – к управлению деятельностью учащихся.

Как основа здорового бытия деятельность является важнейшим источником обогащения школьников опытом общественных отношений и общественного поведения. Воспитание развивающейся личности происходит только в процессе включения ее в деятельность. Эта закономерность обуславливается тем, что личностное развитие человека происходит благодаря общественному опыту, овладение которым требует соответствующей деятельности. К примеру, чтобы овладеть знаниями, нужна познавательная деятельность. Целью воспитания является всесторонне-гармоническое развитие личности (ВГРЛ), поэтому учащихся необходимо включать в разнообразные виды деятельности:

Учебно-познавательную деятельность.

Художественно-эстетическую деятельность.

Физкультурно-оздоровительную деятельность.

Патриотическую деятельность.

Трудовую деятельность и др.

Для всестороннего развития личности необходимо одновременная, взаимосвязанная, комплексная организация деятельности.

Современная педагогическая психология считает, что для каждого возрастного периода имеется свой, наиболее характерный, ведущий вид деятельности. В дошкольном возрасте ведущей является игровая деятельность, а в младшем школьном возрасте – игровая и учебная деятельность. Из этого не следует, что в каждом возрасте ребенок должен заниматься одной, именно ведущей деятельностью. Важно постоянно развивать все богатство видов деятельности, обеспечивающих всестороннее развитие личности. Вместе с тем, знание ведущих видов деятельности позволяет педагогам более активно использовать и формировать их в обучении и воспитании.

Подчеркивая ведущую роль деятельности в развитии личности, некоторые психологи считают и общение, видом деятельности, называя ее коммуникативной деятельностью. Ведь в процессе общения каждый человек познает другого и самого себя. Благодаря общению и связанному с ним обособлению, ученик овладевает социальным опытом, общественными ценностями, утверждает себя как личность. В соответствии с этой концепцией необходимо выделять при описании процесса обучения, аспект общения, как еще один аспект деятельности.

С позиции педагогики процесс воспитания – это сознательно организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитываемых по овладению социальным и духовным опытом, ценностными отношениями (Харламов, 1996).

Это положение отражает личностно-деятельный подход к воспитанию, применяемый современной отечественной теории. Современная теория считает, что учащиеся не являются пассивным объектом для воспитания. Воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника. Процесс рассматривается через организацию деятельности детей, а результаты выражаются в качественных сдвигах в сознании и поведении школьников.

Важную роль в подготовке к творческому труду играет начальная школа. Именно в эти годы закладывается психологическая основа для такой деятельности, развиваются воображение и фантазия, творческое мышление, воспитывается любознательность, формируются умения наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы, критически оценивать деятельность, воспитываются самостоятельность, активность, инициатива, начинают складываться и дифференцироваться интересы, склонности, формируются потребности, лежащие в основе творческого труда.

Страницы: 1 2 3 4 5

Познавательно о обучении:

Нарушения лексики
Особенности словарного запаса умственно отсталых детей привлекали внимание многих авторов, которые отмечали, что нарушения познавательной деятельности накладывают отпечаток на формирование пассивного и активного словаря. У умственно отсталых школьников выявляется бедность словарного запаса, неточно ...

Разработка дидактических материалов
Данный методический материал предоставлен для учителей и учащихся и содержит следующие данные: - История создания и развития теории химического строения А.М. Бутлерова. - Хронология открытия основных углеводородов. - Задачи с историческим содержанием. - Именные реакции. - Справочные материалы Он со ...

Теоретические аспекты реабилитации детей группы риска в интернатном учреждении
Не многим интернатным учреждениям удается преодолеть факторы, травмирующие воспитанников: госпитальный принцип организации жизненного пространства; замкнутость и слабый контакт с социальным окружением; пошаговый контроль и полная зависимость ребенка от настроения взрослых; нарушенность важных для р ...

Категории

Copyright © 2019 www.fiteducation.ru