Виды деятельности

Страница 1

Человек как субъект познания и общения формируется в процессе деятельности, которая обеспечивает научное освоение действительности, возбуждает интерес, чувства, порождает новые потребности, активизирует волю, энергию – все то, что служит строительным материалом для развития и становления личности.

Всякая деятельность состоит из операций и действий. Операции – это процессы, цели которых находятся не в них самих, а в том действии элементом, которого они являются. Действия – это процессы, мотивы которых находятся в той деятельности, в состав которой они входят. Воспитательный процесс заключается в том, что педагог совершает переход от управления операциями к управлению действиями, а затем – к управлению деятельностью учащихся.

Как основа здорового бытия деятельность является важнейшим источником обогащения школьников опытом общественных отношений и общественного поведения. Воспитание развивающейся личности происходит только в процессе включения ее в деятельность. Эта закономерность обуславливается тем, что личностное развитие человека происходит благодаря общественному опыту, овладение которым требует соответствующей деятельности. К примеру, чтобы овладеть знаниями, нужна познавательная деятельность. Целью воспитания является всесторонне-гармоническое развитие личности (ВГРЛ), поэтому учащихся необходимо включать в разнообразные виды деятельности:

Учебно-познавательную деятельность.

Художественно-эстетическую деятельность.

Физкультурно-оздоровительную деятельность.

Патриотическую деятельность.

Трудовую деятельность и др.

Для всестороннего развития личности необходимо одновременная, взаимосвязанная, комплексная организация деятельности.

Современная педагогическая психология считает, что для каждого возрастного периода имеется свой, наиболее характерный, ведущий вид деятельности. В дошкольном возрасте ведущей является игровая деятельность, а в младшем школьном возрасте – игровая и учебная деятельность. Из этого не следует, что в каждом возрасте ребенок должен заниматься одной, именно ведущей деятельностью. Важно постоянно развивать все богатство видов деятельности, обеспечивающих всестороннее развитие личности. Вместе с тем, знание ведущих видов деятельности позволяет педагогам более активно использовать и формировать их в обучении и воспитании.

Подчеркивая ведущую роль деятельности в развитии личности, некоторые психологи считают и общение, видом деятельности, называя ее коммуникативной деятельностью. Ведь в процессе общения каждый человек познает другого и самого себя. Благодаря общению и связанному с ним обособлению, ученик овладевает социальным опытом, общественными ценностями, утверждает себя как личность. В соответствии с этой концепцией необходимо выделять при описании процесса обучения, аспект общения, как еще один аспект деятельности.

С позиции педагогики процесс воспитания – это сознательно организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитываемых по овладению социальным и духовным опытом, ценностными отношениями (Харламов, 1996).

Это положение отражает личностно-деятельный подход к воспитанию, применяемый современной отечественной теории. Современная теория считает, что учащиеся не являются пассивным объектом для воспитания. Воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника. Процесс рассматривается через организацию деятельности детей, а результаты выражаются в качественных сдвигах в сознании и поведении школьников.

Важную роль в подготовке к творческому труду играет начальная школа. Именно в эти годы закладывается психологическая основа для такой деятельности, развиваются воображение и фантазия, творческое мышление, воспитывается любознательность, формируются умения наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы, критически оценивать деятельность, воспитываются самостоятельность, активность, инициатива, начинают складываться и дифференцироваться интересы, склонности, формируются потребности, лежащие в основе творческого труда.

Страницы: 1 2 3 4 5

Познавательно о обучении:

Специфика деятельности ПМПК, при работе с детьми, имеющими нарушения эмоционально-волевой сферы
Рассмотрим специфику психодиагностического обследования на примере детей дошкольного возраста. Дети дошкольного возраста обладают рядом психологических и поведенческих особенностей, знание которых необходимо для того, чтобы получать достоверные результаты в процессе их психодиагностического обследо ...

Психолого-дидактическая концепция, основанная на принципе субъективности
Автор этой концепции И.С. Якиманская, так же как и К. Роджерс, различает процессы обучения и учения, понимая последнее как индивидуально значимую деятельность отдельного субъекта, в которой реализуется его личный опыт. Однако если для К. Роджерса ученик выступает как субъект жизни, то для И.С. Яким ...

Анализ результативности реализации модели гражданского воспитания
Анализ реализации модели гражданского воспитания позволил сделать вывод о том, что многие задачи решены и продолжают успешно решаться. Это стало возможным в условиях функционирования гуманистической воспитательной системы, учитывающей возможности учащихся, ориентированной на удовлетворение их разно ...

Категории

Copyright © 2023 www.fiteducation.ru